8(800)350-83-64

Допрос несовершеннолетнего

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого: особенности

Допрос несовершеннолетнегоК сожалению, нередко в качестве подозреваемых и обвиняемых к уголовному делу привлекаются несовершеннолетние. Законодательство отдельно регламентирует вопросы, касающиеся их допроса. Общие правила установлены в ст. 425 УПК РФ. Рассмотрим особенности ее применения.

В соответствии с 425 статьей УПК, допрос несовершеннолетнего подозреваемого не может продолжаться более 2-х часов без перерыва. В общей сложности его продолжительность не должна превышать 4-х часов. Аналогичные ограничения установлены и для допроса несовершеннолетнего обвиняемого.

При взятии показаний у субъекта может участвовать его защитник. Адвокат вправе задавать допрашиваемому вопросы. По завершении процедуры защитник вправе ознакомиться с протоколом допроса, сделать замечания о полноте и правильности записей в нем. Следователь обязан их зафиксировать письменно.

Участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого, не достигшего 16 л., обязательно. Вместо педагога может присутствовать психолог.

Участие педагога или психолога также обязательно в случае, если проводится допрос несовершеннолетнего подозреваемого/обвиняемого, достигшего 16 л., но страдающего психическими расстройствами или отстающего в развитии.

Следователь/дознаватель обязан обеспечить их привлечение по ходатайству защитника или по своей инициативе.

Подготовка

При подготовке к процедуре взятия показаний следователь/дознаватель обязан учитывать процессуальный статус гражданина, информацию, характеризующую его личность. Эти сведения имеют значение при определении круга лиц, допускаемых к участию в процессуальном действии, времени, месте допроса, а также наиболее подходящих тактических приемах и способах вызова.

Уполномоченный служащий должен собрать хотя бы минимальные данные о подростке. Для этого опрашиваются законные представители несовершеннолетнего подозреваемого – родители, усыновители, опекуны. Важные сведения могут предоставить соседи, педагоги. В некоторых случаях опрашивается участковый уполномоченный.

Вызов

Как правило, на допрос несовершеннолетний подозреваемый вызывается через законных представителей. Однако при наличии у следователя достаточных оснований полагать, что они могут быть причастны к преступлению или могут склонить подростка к противоправному поведению, используются другие варианты извещения.

Уполномоченный служащий может приехать на место учебы/работы и допросить несовершеннолетнего непосредственно там. Нежелательно использовать привод, поскольку это может травмировать подростка и осложнить установление контакта.

Особенности допроса несовершеннолетних

Подростки достаточно тяжело переживают процедуру взятия показаний. При выборе тактики и момента допроса несовершеннолетнего особенности его эмоционального состояния имеют огромное значение.

Подростки, как правило, эмоционально возбуждены, но вместе с тем на них угнетающе действует незнакомая обстановка (если беседа проводится в кабинете следователя/дознавателя).

Кроме того, несовершеннолетний испытывает страх перед возможным наказанием, перед родителями, боится разоблачения.

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого важно побудить его к пониманию серьезности и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами. Для этого нужно попытаться снять нервное напряжение, успокоить подростка, принять меры для установления психологического контакта.

Первая беседа

Она может стать основной и решающей, если служащему удастся получить полные и объективные сведения о происшествии.

Начинать допрос несовершеннолетнего подозреваемого целесообразно с вопросов об условиях жизни, особенностях учебы или работы, круге интересов, увлечениях. Подросток, думая, что эта информация не относится к делу, может охотно отвечать на них.

После выяснения биографических данных следователь должен подробно и понятно объяснить несовершеннолетнему, в каком преступлении он подозревается.

Необходимо правильно формулировать каждый вопрос. В них не должно быть фактических сведений, которые могут что-то подсказать несовершеннолетнему. Вопросы должны быть простыми и конкретными.

Детализация сведений

Если в ходе следствия несовершеннолетний признается в деянии и готов рассказать о нем подробно, следователь должен выяснить каждое обстоятельство и проанализировать всю информацию, которую получает от подростка. Необходимо максимально детализировать факты. По возможности их следует дословно зафиксировать в протоколе допроса.

Сведения, полученные в ходе беседы, должны быть проверены. Следователь/дознаватель должен однозначно определить, действительно ли виновен подросток в преступлении или он придумал сведения. Если показания окажутся достоверными, они позволят установить новые данные, отыскать имущество, похищенное при преступлении, соучастников, орудия и пр.

Элемент внезапности

Немалое значение при допросе имеет демонстрация следователем осведомленности об обстоятельствах происшествия. Но сведения, которые он озвучит, должны быть достоверными. Их источниками могут быть протокол осмотра места преступления, показания свидетелей и пр.

Применение элемента внезапности при предъявлении допрашиваемому даже незначительного, однако убедительного доказательства позволит склонить его к необходимости сказать правду.

Вместе с тем нужно помнить, что подросток, в силу своего развития и возраста, не всегда способен оценить информацию адекватно. В связи с этим целесообразно разъяснить ему действительное значение фактических сведений.

Алиби

При ссылке на него нужно учесть, что подростки заранее не подготавливают объяснения. Следовательно, конкретизирующие вопросы и ответы на них о времени, месте, совместных действиях, свидетелях и прочие данные, отраженные в протоколе, помогут впоследствии установить несостоятельность ссылки на алиби.

Присутствие педагога или психолога

При допросе несовершеннолетнего преподаватель или психолог выступает в качестве специалиста. По закону, если гражданину не исполнилось 16 лет или исполнилось, но он имеет некоторые расстройства психики или отставание в развитии, привлечение этих лиц обязательно.

При решении вопроса об участии педагога/психолога в допросе необходимо учитывать несколько факторов:

  • Роль подростка в совершенном деянии.
  • Характер преступления.
  • Индивидуальные особенности несовершеннолетнего и пр.

Зачастую педагог, которого подросток знает и уважает, может помочь успокоить его, снять напряжение. В отдельных случаях участие преподавателя нецелесообразно (к примеру, при совершении посягательств на половую неприкосновенность). В таких ситуациях лучше пригласить педагога из другого образовательного учреждения или психолога.

Присутствие родителей при допросе также нежелательно. Дело в том, что несовершеннолетний начинает теряться, замыкаться, потому что чувствует стыд, страх перед наказанием.

Подготовка к допросу обвиняемого подростка

На момент предъявления обвинения у следователя должна быть вся необходимая информация о несовершеннолетнем. Как выше говорилось, сведения можно получить от учителей, соседей, родителей, работодателя.

Перед допросом, таким образом, у следователя в распоряжении будет нравственно-психологическая и социально-демографическая характеристика подростка.

С ней служащий может ознакомить самого несовершеннолетнего и его защитника.

Допуск родителей к допросу, как и в предыдущем случае, нецелесообразен.

Специфика процессуального действия

Перед допросом следователь должен огласить постановление о привлечении подростка к делу в статусе обвиняемого. Затем в доступной для понимания форме ему разъясняется суть обвинения, содержание норм, указанных в постановлении, обоснованность квалификации деяния, права, значение обстоятельств, отягчающих или смягчающих наказание.

В начале допроса выясняется, признает ли несовершеннолетний себя виновным. Если ответ отрицательный, то фиксировать его в протоколе сразу нецелесообразно. Дело в том, что в ходе беседы несовершеннолетний может изменить позицию под воздействием предъявленных доказательств.

Если же допрашиваемый признал вину, то допрос на этом завешать не следует. Необходимо выяснить детали, обстоятельства происшествия.

Особенности тактики

Одним из тактических приемов является максимальная конкретизация обстоятельств деяния и соучастников. Для этого следователь выясняет обстоятельства, имевшие место до совершения посягательства, действия участников, особенности их взаимоотношений. Важно установить момент возникновения умысла, определить инициатора.

Если несовершеннолетний признал вину, однако путается в деталях, нужно разобраться, почему это происходит. Причиной могут быть особенности психофизиологических свойств. Часто подростки путаются в показаниях в силу сильного эмоционального возбуждения, отсталости в развитии и пр. В некоторых случаях несовершеннолетний сообщает информацию, ставшую ему известной из других источников.

В ходе допроса необходимо определить роль взрослых либо других соучастников. Для этого следователю надлежит акцентировать внимание подростка на разных обстоятельствах, задавать вопросы, подготовленные заблаговременно и формулируемые в течение беседы, связанные с взаимоотношениями со взрослыми.

Другие приемы

Если несовершеннолетний вину не признает, кроме тактических методов используются и другие способы выяснения информации. Следователь должен доходчиво разъяснить подростку опасность его действий для общества, охарактеризовать отношение к нему окружающих. Немалое значение имеет описание ущерба, который несовершеннолетний причинил не только потерпевшему, но и своим близким.

Следователь должен показать, к чему может привести отрицание вины, важность правильной оценки подростком своего поведения, последствий, необходимость сотрудничества со следствием. Следует объяснить несовершеннолетнему, что чистосердечное признание является фактором, смягчающим наказание.

Права несовершеннолетних

До начала допроса подростку разъясняется необходимость говорить правду. Несовершеннолетние до 16 лет не предупреждаются об ответственности за ложные показания.

На стадии возбуждения дела и предварительного следствия предусмотрены следующие права несовершеннолетнего:

  • Знать, в чем он подозревается/обвиняется.
  • Воспользоваться помощью защитника.
  • Знакомиться с протоколами процессуальных действий, осуществленных с его участием.
  • Заявлять ходатайства или отводы, приносить жалобы на решения, действия/бездействия сотрудников правоохранительных структур, прокурора.
  • Давать показания на родном языке, при необходимости пользоваться услугами переводчика.

При допросе подростков действуют положения Конституции. В частности, согласно 51 статье Основного Закона, никто не обязан свидетельствовать против себя или своих родственников. Следовательно, несовершеннолетний вправе отказаться от дачи показаний.

Источник: https:///st-upk-rf-dopros-nesovershennoletnego-podozrevaemogo-obvinyaemogo-osobennosti-doprosa-nesovershennoletnih.html

Особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей

Аннотация: Статья посвящена изучению проблем проведения допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса. Автор уделяет внимание как процессуальным и тактическим, так и психологическим особенностям проведения указанных допросов.

Допрос является одним из самых распространенных следственных действий для получения доказательств по уголовному делу. В ходе проведения этого следственного действия уполномоченное должностное лицо получает и фиксирует информацию, устно полученную от лица, владеющего этой информацией.

Общие правила допроса регламентированы ст. 187 — 190 УПК РФ, а отдельной статьей Уголовно-процессуального кодекса (ст.

191 УПК РФ) устанавливаются особенности производства допроса лица, не достигшего 18-летнего возраста и являющегося по уголовному делу потерпевшим или свидетелем.

Особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей связаны с особенностями возрастной психики несовершеннолетних, отсутствием у них жизненного опыта, а также неспособностью правильно оценить ситуацию, в которой они оказались.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает не только особенности допроса несовершеннолетнего, но и особенности вызова его на допрос, что урегулировано в ст. 188 УПК РФ.

На практике несовершеннолетние, особенно в возрасте до 14 лет вызываются и допрашиваются в качестве свидетелей лишь в крайних случаях, когда кроме показаний несовершеннолетних, другими способами истину по уголовному делу установить невозможно. Исключение составляют несовершеннолетние потерпевшие.

Следователи, дознаватели, судьи понимают, что вызов и допрос несовершеннолетних может отрицательно повлиять на их психику, именно по этой причине против допросов несовершеннолетних свидетелей часто возражают их родители (законные представители). Поэтому несовершеннолетних и стараются допрашивать только тогда, когда без допроса несовершеннолетнего свидетеля обойтись нельзя.

Закон не предусматривает минимальный возраст, с которого можно допрашивать несовершеннолетнего в качестве потерпевшего или свидетеля.

Все зависит от «обстоятельств совершенного преступления, от уровня психического развития несовершеннолетнего, также при решении вопроса о возможности допроса несовершеннолетнего нужно учитывать способность несовершеннолетнего правильно воспринимать события, имеющие значение для расследования и рассмотрения уголовного дела, давать соответствующие действительности показания по делу, объективно и правдиво описывать произошедшие события» [7].

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей для получения наиболее полных и объективных показаний:

1) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии (ч. 1 ст. 191 УПК РФ);

2) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии по делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних участие психолога обязательно (ч.4 ст. 191 УПК РФ);
3) вопрос об участии педагога при допросе свидетеля в возрасте от 16 до 18 лет решается органами предварительного расследования и судом по своему усмотрению);

4) возможность участия законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) при допросе несовершеннолетнего;

5) возможность удаления из зала судебного заседания на время допроса несовершеннолетнего того или иного лица, участвующего в деле, или кого-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания, на основании определения суда.

6) Для участия в допросе приглашается педагог, который не заинтересован в результатах расследования и рассмотрения дела в суде.

«Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает (ст. 191 УПК РФ)» [1, с. 570].

Свидетелем может быть любое лицо, которое может правильно воспринимать, хранить в памяти и воспроизводить информацию о тех или иных обстоятельств.

В связи с этим в качестве свидетеля можно привлекать и ребенка (лица до 18 лет) при условии, что она достигла уровня развития, который дает ему возможность правильно воспринимать информацию и донести ее до других лиц.

Свидетели, потерпевшие, не достигшие возраста 16 лет, об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу ложных показаний не предупреждаются.

Как правило, обычно следователи, дознаватели и суд для участия в допросе несовершеннолетнего приглашают педагогов из учебного заведения, где обучается этот несовершеннолетний.

Однако при решении вопроса о привлечении к участию в допросе педагога необходимо учитывать обстоятельства, по которым будет допрошен несовершеннолетний, так как может возникнуть такая ситуация, что в присутствии знакомого педагога несовершеннолетний может «замкнуться», или не дать правдивые показания об известных ему обстоятельствах по уголовному делу. Это бывает, когда потерпевший или свидетель спровоцировали преступление или повели себя не самым лучшим образом.

Например, расследуя уголовное дело по факту разбойного нападения на несовершеннолетнего К., следователь в качестве педагога пригласил классного руководителя потерпевшего. Но следователем не было учтено, что приглашенный им классный руководитель вел в школе секцию рукопашного боя, которую посещал потерпевший и успешно в ней занимался.

Во время допроса в присутствии педагога несовершеннолетний потерпевший, пояснил, что на него напали четверо парней, избили и похитили куртку, сотовый телефон и деньги в сумме 150 рублей.

Однако, впоследствии в ходе предварительного расследования было достоверно установлено, что на потерпевшего напал один подросток, подкараулив его в подъезде, ударил несколько раз кулаком по лицу и похитил куртку, сотовый телефон и деньги в сумме 150 рублей.

Так как в показаниях потерпевшего и обвиняемого были существенные противоречия, то следователь, с целью их устранения, провел между ними очную ставку. В ходе очной ставки потерпевший изменил свои показания, подтвердил показания обвиняемого, пояснив, что преступление совершил один подросток.

Вам будет интересно:  Убийство собаки

Когда несовершеннолетнему потерпевшему задали вопрос, почему он в ходе первоначального допроса давал ложные показания, потерпевший объяснил, что ему стыдно было перед педагогом, обучавшему его приемам борьбы за то, что он не смог «постоять» за себя и позволил одному преступнику избить его и завладеть вещами.

К допросу несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля необходимо готовиться очень тщательно. Эта подготовка заключается не только в формулировке вопросов, ответы на которые имеют важное значение по делу.

Необходимо тщательно изучить личность допрашиваемого: выяснить условия его жизни, воспитания, состояние психики, умение и способность правильно оценивать ситуацию, излагать сведения об увиденном и услышанном, взаимоотношениях со сверстниками и лицом, заподозренном в совершении преступления. С этой целью необходимо побеседовать, а лучше всего допросить лиц, которые хорошо знают несовершеннолетнего (законных представителей, соседей, педагога и др.) и помогут найти контакт с несовершеннолетним, так как от того, будет установлен контакт с несовершеннолетним или нет, зависит успех допроса, и, иногда и в целом успех расследования уголовного дела.

Для того, чтобы несовершеннолетний свидетель мог быстрее освоиться в новой для него обстановке, привыкнуть к незнакомым людям, разговор лучше начинать с сопровождающим его лицом, с педагогом, постепенно вовлекая в процесс общения и ребенка, как бы уточняя у него то, что говорится о нем. «Чтобы проверить, насколько ребенок освоился с обстановкой, можно спросить его о том, понятно ли ему, где он находится, зачем его сюда привели, что может интересовать следователя (суд)» [2, с. 263].

В ходе допроса следователь, дознаватель, судья должны вести себя с несовершеннолетним предельно корректно. Иногда несовершеннолетние, стремясь показаться старше или скрыть свое волнение, употребляют жаргонные или нецензурные слова.

В ходе допроса это надо пресекать и напомнить, что устные сообщения несовершеннолетнего будут занесены в протокол допроса.

В то же время, чувствуя, что несовершеннолетний ведет себя скованно, долго думает или вообще не отвечает на поставленные вопросы, или же сильно взволнован, его надо успокоить, поговорить на отвлеченные темы.

Например, выяснить, чем увлекается подросток, поговорить с ним на тему его увлечения. При этом следователь, дознаватель, судья могут шутить, допускать шутливые, меткие определения, которые употребляются среди подростков определенного возраста, давая тем самым возможность подростку быстрее освоиться. Когда подросток освоится, необходимо приступать к допросу.

Перед началом допроса следователь, дознаватель, судья должны представиться, объяснить цель допроса, объяснить важность допроса, объяснить несовершеннолетнему, что от правдивости его показаний зависят результаты расследования и рассмотрения дела в суде. Подросток должен понять, что его показания действительно имеют большое значение для расследования и рассмотрения уголовного дела.

В ходе допроса необходимо тщательно формулировать вопросы, они должны быть понятными и недвусмысленными, нельзя во время допроса подсказывать несовершеннолетнему или делать внушения, например: «Это ты должен помнить… Надо вспомнить… Ты не мог забыть о том, что…». Естественно, нельзя задавать наводящие вопросы (ч. 2 ст. 189 УК РФ).

«Задавая вопросы. следователь, дознаватель, судья должны убедиться в том, что несовершеннолетний правильно их понимает. Если станет очевидным, что несовершеннолетний не понял вопроса, его необходимо повторить, но в другой постановке. Иногда имеет смысл разделить вопрос на части. При этом необходимо уточнить, понятны ли вопросы».

Во время допроса необходимо употреблять общепринятые термины и понятия. Лучше, если несовершеннолетний будет давать показания в форме рассказа.

Нужно учитывать, что не все несовершеннолетние, в силу возраста и или развития могут последовательно излагать показания, они могут, прерываться, сбиваться, вновь возвращаться к началу допроса.

Вот здесь следователю, дознавателю, судье надо быть предельно внимательным, доброжелательным, не высказывать недовольства затянувшимся допросом. Если будет видно, что несовершеннолетний устал, есть смысл прервать допрос, сделать перерыв, поговорить на отвлеченные темы, затем продолжить допрос.

«В результате проведенных исследований и изучения ряда уголовных дел с участием несовершеннолетних, было установлено, что одна из распространенных и серьезных ошибок, допускаемых следователями, заключалась в том, что они не усматривали различий между допросом взрослого и несовершеннолетнего, а тем более малолетнего. В протоколе допроса показания ребенка излагались языком взрослого человека, вопросы формулировались без учета особенностей его психологии, допрос производился без необходимого изучения личности несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля».

«Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день (ч. 1 ст.191 УПК РФ)».

При допросе несовершеннолетних потерпевших необходимо учитывать, что они, как и все потерпевшие, заинтересованы в результатах расследования, ведь им причинен моральный, имущественный или физический вред.

В момент совершения преступления они были в возбужденном состоянии, и поэтому могли необъективно воспринимать происходившее, ведь они не думали о том, что надо запомнить приметы преступника, действия, которые он совершал, а думали о том, как защититься от преступника.

«Сложность представляют допросы несовершеннолетних потерпевших и свидетелей по половым преступлениям, так как они в большинстве случаев не обладают культурой и знаниями для описания этих видов преступлений.

Кроме того, при допросе они испытывают чувство неловкости, стыда. Более того, они могут скрыть или не рассказать о некоторых фактах совершенного преступления.

Поэтому следователь и педагог, психолог должны помочь правильно изложить свои показания».

Очень важно на «начальной стадии допроса сформировать у допрашиваемого интерес к предстоящему разговору, желание говорить. При этом можно сказать ребенку, что от него ждут помощи и она крайне необходима, однако вести себя в подобной ситуации следует достаточно осторожно, чтобы не акцентировать его внимание на чем-то конкретном, что интересует следствие (суд).

В подобных ситуациях допрашиваемый, особенно малолетний свидетель, может прибегнуть к вымыслу, чтобы его оставили в покое либо чтобы заслужить одобрение взрослых».

По общему правилу свидетель, не достигший возраста 16 лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания.

Однако суд вправе признать необходимым присутствие в судебном заседании свидетеля в возрасте до 16 лет после его допроса, например, при предположении о том, что не исключены его повторный допрос об известных ему фактах, очная ставка с другими свидетелями для исследования письменных, вещественных доказательств и т.д.

Как показала следственная практика, несовершеннолетние потерпевшие, находясь в неадекватном психическом состоянии под влиянием пережитых угроз, шантажа, насилия, нередко уклоняются от дачи показаний.

Будучи подвергнуты актам насилия и угроз со стороны преступников, подростки вообще могут утратить доверие ко всем взрослым, включая в их число и сотрудников правоохранительных органов.

Кроме того, несовершеннолетним свойственна повышенная внушаемость, которая выражается, «с одной стороны, в склонности подростка к неосознаваемому подчинению требованиям других лиц (взрослых, старших по возрасту сверстников) и, с другой — в податливости его постороннему воздействию, благодаря которому подросток сознательно рассказывает не то, что помнит, а то, что ему говорили и хотят от него услышать старшие».

В заключение необходимо отметить, что допрос несовершеннолетнего представляет сложность не только с точки зрения процессуальных особенностей, но и с точки зрения психологии.

Поэтому следователь (дознаватель) должен обладать навыками психолога, чтобы установить психологический контакт с допрашиваемым, в ходе допроса получить наиболее полные и соответствующие действительности сведения.

Источник: http://novaum.ru/public/p76

Особенности допроса несовершеннолетних

Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших имеет не­которые особенности, обусловленные возрастом, социально-демографическими, нравственно-психоло-гическими особенностями допрашиваемых.

К особенностям, определяющих специфику допроса несовершеннолетних, относятся: меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; по­вышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий.

Несовершеннолетние уступают взрослым и в способности осознать событие в целом и не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное эмоциональное впечатление.

Несовершеннолетние чаще взрослых допускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и событий.

Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события (факты, явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их заинтересовали.

Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой не­уравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что ска­зывается на их показаниях.

Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демон­страции и отстаиванию своей зрелости и самостоятельности, гипертрофированным представлением о дружбе, боязнью отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.

Поскольку перечисленные и другие особенности физического и психического развития несо­вершеннолетних находят свое одинаковое проявление в их поведении на допросе, постольку их до­прос имеет общие черты независимо от процессуального положения.

Вызов на допрос лица, не достигшего шестнадцати лет, производится через законных предста­вителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок допускается лишь в случаях, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела (ч. 4 ст. 188 УПК РФ).

Вызов несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, не находящегося под стражей, производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних,— через администрацию этого учрежде­ния (ст. 424 УПК РФ).

Если несовершеннолетний вызывается повесткой, то повестка адресуется законному представи­телю несовершеннолетнего с указанием его фамилии, имени и отчества, либо руководителю заведения, где учится или работает несовершеннолетний.

Законному представителю или руководителю заведения, где учится или работает несовершеннолетний, предлагается явиться вместе с несовер­шеннолетним, вызываемым на допрос в орган предварительного следствия или дознания, с указа­нием адреса, номера кабинета, фамилии, имени и отчества следователя юга дознавателя, даты и времени прибытия в часах и минутах. В повестке должно быть также указано, в качестве кого будет допрашиваться несовершеннолетний (Приложение 149 к ст. 476 УПК РФ).

Иной порядок (через посыльного, путем личного вручения повестки, по телефону) допускается, если вызов через законных представителей может воспрепятствовать получению правдивых пока­заний или необходимо обеспечить немедленную явку несовершеннолетнего и т.п.

В ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего следователь обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допроса.

1.         Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу несовершенно­ летние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя — в месте нахождения несовершеннолетнего. Определяя место допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, следует исходить из того, что подросток в возрасте 14-16 лет может быть допрошен в кабинете следователя, так как официальная, деловая обстановка в сочетании с разъяснением сле­дователя о необходимости рассказать все, что подростку известно по делу, подчеркивает важность происходящего и настраивает на дачу полных и правдивых показаний. Для допроса малолетних свидетелей и потерпевших следует избирать иное место, более ему привычное (школа, дом, дошко­льное воспитательное учреждение).

Иногда допрос целесообразно производить на месте, где под­росток наблюдал событие (факт, явление), по поводу которого ему предстоит давать показания.

Несовершеннолетний обвиняемый и подозреваемый допрашиваются в рабочем кабинете следо­вателя либо в следственном изоляторе, если несовершеннолетний задержан или заключен под стражу. Допрос в официальной обстановке необходим для того, чтобы обвиняемый или подозре­ваемый не воспринял допрос как увещевательную беседу.

2.Определить день и время допроса. Допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего должен быть произведен как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с со­бытием преступления. Это обусловлено тем, что восприятие несовершеннолетнего, если наблю­даемое им событие (факт, явление) не имеет для него резкого эмоционального значения, поверхно­стно, и поэтому образы (представления), запечатленные в его памяти, быстро стираются под влиянием новых восприятий.

Кроме того, актуальность своевременного допроса состоит в том, что несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются преднамеренному и не­преднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других лиц, с которыми они общались до допроса.

Если в результате сильных переживаний от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего наступила психологи­ческая затороможенность, то допрос следует отложить до тех пор, пока несовершеннолетний смо­жет давать показания.

Дата допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого определяется с учетом сроков, установленных для производства допроса.

Устанавливая время явки несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего на допрос, следо­ватель должен учитывать особенность их психики и планировать свое рабочее время таким обра­зом, чтобы подросток не ожидал в коридоре вызова на допрос. Следует также иметь в виду, что до­прос не может длиться непрерывно более 4 часов (ч. 2 ст. 187 УПК РФ).

Время допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого необходимо планировать с учетом требований ч. 1 ст. 425 УПК РФ, согласно которой «допрос несовершеннолетнего подозре­ваемого и обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день».

3.Получить информацию о личности несовершеннолетнего. Для установления психологическо­го контакта и определения тактики допроса несовершеннолетнего необходимо выяснить: отношение к сверстникам (чувство товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения и т.п.), черты характера (упрямство, лживость, конформизм и др.), круг интересов и увлечений, а также иные данные, относящиеся к социально-демографической и нравственно-психологической характеристикам несовершеннолетнего. С этой целью необходимо тщательно изучить материалы уголовного дела с точки зрения извлечения указанных сведений, а также допросить законных пред­ставителей несовершеннолетнего, педагогов и других лиц.

4.Определить круг участников допроса. Согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевше­го и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога.

Глава 22. Допрос

При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его закон­ный представитель.

С особой осторожностью следует подходить к решению вопроса об участии в допросе несовер­шеннолетней потерпевшей по делу о половом преступлении ее родителей.

Тяжелые переживания потерпевшей, связанные с насилием, усугубляются тем, что она вынуждена в присутствии родите­лей давать показания о совершенном насилии.

Учитывая деликатность ситуации, следователь (же­лательно чтобы это была женщина) должен выяснить мнение потерпевшей относительно участия в допросе кого-либо из ее родителей.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замеча­ния о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 2 ст. 425 УПК РФ).

Вам будет интересно:  Подбросили наркотики - как защитить себя в этой ситуации?

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестна­дцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или от­стающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

Следователь обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

Педагог или психолог вправе с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обви­няемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса й делать письменные замеча­ния о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Эти права следователь разъясняют педаго­гу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе (ч. 3-5 ст. 425 УПК РФ).

Подход к приглашению педагога для участия в допросе несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить с участием педагога, рабо­тающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а до­прос учащихся младших и старших классов — с участием педагогов, преподающих в соответст­вующих классах.

В каждом конкретном случае следователь должен решить вопрос о том, какого педагога — зна­комого или незнакомого допрашиваемому, следует пригласить для участия в допросе.

Если между несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым и преподавателями учебного заведения, где он обучался или обучается, сложились неприязненные отношения, то участие кого-либо из них в допросе может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с допрашивае­мым.

Поэтому до начала допроса целесообразно разъяснить подозреваемому или обвиняемому по­рядок допроса и выяснить, в присутствии какого педагога— знакомого или незнакомого— он предпочитает давать показания.

По делам о половых преступлениях следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может не только отри­цательно отразиться на полноте показаний, но и причинить им моральную травму.

В соответствии со ст. 426 УПК РФ законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При до­пуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные ч. 2 ст.426 УПК РФ. Та­ким образом, до начала допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого следователь обязан решить вопрос о том, кто из числа лиц, указанных в п. 12 ст. 5 УПК РФ, должен быть допущен к участию в уголовном деле в качестве законного представителя.

Принятое решение излагается в по­становлении, содержание которого установлено Приложением 59 к УПК РФ.

В постановлении должны быть указаны, в частности, основания допуска к участию в уголовном деле законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) и кто конкрет­но (с указанием фамилии, имени, отчества и даты рождения) допускается в качестве законного представителя.

Постановление под расписку объявляется лицу, допущенному к участию в д«ле в качестве за­конного представителя.

Одновременно законному представителю разъясняется, что он вправе:

  • знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;
  • присутствовать при предъявлении обвинения;
  • участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разреше­ния следователя — в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;
  • знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;    :
  • заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дозна­вателя, следователя, прокурора;
  • представлять доказательства;
  • по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме (ч. 2 ст. 426 УПК РФ).

В последующем законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетне­го подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь выносит постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего по­дозреваемого, обвиняемого (ч. 4 ст. 426 УПК РФ).

5.Побеседовать с участниками предстоящего допроса.  В  ходе беседы  целесообразно:

а)разъяснить участникам допроса их роль в  допросе  и  предусмотренные  законом  права;

б)выяснить особенности психологии допрашиваемого;

в) выяснить характер взаимоотношений не­

совершеннолетнего с другими участниками производства по уголовному делу;

г) предупредить участников допроса о недопустимости постановки допрашиваемому наводящих вопросов и выска­зываний в адрес допрашиваемого нравоучений и критических замечаний по поводу его поведения и содержания показаний, пререканий между собой и других действий, которые могут осложнить обстановку на допросе.

При наличии данных о том, что несовершеннолетний (малолетний) свидетель или потерпевший неконтактен с посторонними, его родителям или педагогу можно поручить постановку определен­ных вопросов в присутствии следователя.

Составить план беседы с допрашиваемым в подготовительной стадии допроса. Следователь должен очень серьезно относиться к подготовительной стадии допроса, так как в ней берет начало психологический контакт между ним и допрашиваемым. При всей своей неопытности несовершен­нолетние тем не менее тонко чувствуют фальшь.

С учетом этого следователь в ходе подготовки к допросу должен определить круг интересов и увлечений несовершеннолетнего и проявить к ним искренний интерес с тем, чтобы беседа не оказалась вымученной, тягостной и потому не способст­вующей установлению психологического контакта.

Составить план допроса несовершеннолетнего. При составлении плана допроса необходимо тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать допрашиваемому. Вопро­сы должны быть понятны и недвусмысленны. Недопустима постановка наводящих вопросов. Для того чтобы интересующие следователя вопросы не оказали на допрашиваемого внушающего воз­действия, их не следует выделять среди «нейтральных» вопросов изменением интонации, повыше­нием или понижением тона, сопровождением вопроса жестами и т.п.

Подготовить средства фиксации показаний. Для фиксации показаний, помимо бланков про­токола допроса, могут применяться технические средства фиксации. До начала допроса следует проверить не только их наличие, но и готовность к фиксации показаний, для того чтобы не при­шлось приводить в рабочее состояние во время допроса.

Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних в основном не отличается от порядка допроса взрослых, за исключением того, что свидетели и потерпевшие, не достигшие 16-летнего воз­раста, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от отдачи показаний и за дачу за­ведомо ложных показаний. При разъяснении процессуальных прав несовершеннолетнему свидетелю и потерпевшему следователь указывает им на необходимость говорить правду (ч. 2 ст. 191 УПК РФ).

Личность допрашиваемого удостоверятся путем предъявления документов лично допрашивае­мым, либо это делают участвующие в допросе законные представители, которые сообщают следо­вателю необходимые анкетные данные и дают пояснения о взаимоотношениях несовершеннолетне­го свидетеля или потерпевшего с подозреваемым или обвиняемым.

На подготовительной стадии допроса, как уже отмечалось, следователь должен установить пси­хологический контакт с допрашиваемым.

Некоторые особенности имеют последующие стадии допроса: свободного рассказа и ответов на вопросы.

Желательно, чтобы несовершеннолетний давал показания в форме свободного рассказа. Однако следует иметь в виду, что свободный рассказ несовершеннолетних обычно отрывочен, сбивчив и непоследователен.

От следователя в данном случае требуется умение применять тактические прие­мы, направленные на то, чтобы помочь допрашиваемому не терять нить изложения.

Для этого сле­дователь с максимальной осторожностью, не допуская постановки наводящих вопросов, должен направлять рассказ несовершеннолетнего в нужное русло. Задавая вопросы, необходимо убедиться

Источник: http://www.adhdportal.com/book_2845_chapter_126_4._Osobennosti_doprosa_nesovershennoletnikh.html

Допрос несовершеннолетнего

При расследовании преступлений несовершеннолетних чаще, чем при расследовании преступлений, совершенных взрослыми, возникает необходимость в допросе детей и подростков.

Объясняется это тем, что они составляют естественное и ближайшее окружение несовершеннолетних правонарушителей и нередко являются потерпевшими или очевидцами происшедшего.

Кроме того, в среде своих сверстников подростки чаще, чем взрослые, рассказывают о совершенных ими противоправных деяниях, поскольку испытывают непреодолимую потребность рассказать о взволновавших их событиях.

Характерные особенности тактики наиболее ярко проявляются при допросе несовершенно­летнего, имеющего свою специфику, обусловлен­ную возрастными особенностями, своеобразием психологии детей и подростков.

Поэтому допрос несовершеннолетних обставлен дополнительными процессуальными гарантиями, обеспечивающими его объективность, а процесс его проведения — особыми тактическими приемами, разработанны­ми криминалистикой.

Закон не ограничивает возраст, с которого несовершеннолетние или малолетние дети могут быть допрошены в качестве свидетеля или потерпевшего.

Однако, учитывая их ограниченную способность к восприятию и воспроизведению, детей дошкольного возраста следует допрашивать лишь в тех случаях, когда обстоятельства, имеющие значение для дела, не могут быть установлены иным путем.

Нельзя не согласиться с этим положением – ведь действительно, помимо ограниченной способности к восприятию и воспроизведению маленькие дети склонны преувеличивать, домысливать события действительности, или воспринимать их слишком субъективно.

Кроме того, попытки возвратить ребенка к определенным воспоминаниям могут нанести ему психологическую травму и повредить еще не сформировавшуюся психику. С нашей точки зрения, необходимо установить в уголовно-процессуальном законодательстве определенный минимальный возраст, по достижении которого дети могут привлекаться к расследованию в качестве свидетелей или потерпевших.

Цель допроса несовершеннолетнего — получе­ние от него показаний, которые объективно отра­жали бы действительность, обстоятельства, подле­жащие доказыванию в процессе следствия.

Но не нужно упускать из виду и воспитательный момент, по возможности способствовать смягчению отри­цательного воздействия обстановки допроса на не­устойчивую психику несовершеннолетнего.

Со­блюдение этого правила особенно важно по делам о преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Психика ребенка, испы­тавшего потрясение, не должна быть травмирова­на еще и неумелым ведением расследования.

С процессуальной точки зрения допрос регламентируется ст. ст.215-221, 467, 468 [7, с. 191-197, 355, 356]. При этом такие статьи как 221, 467, 468, а также ч.5 ст.216 [192, 197, 355, 356] относятся непосредственно к особенностям допроса несовершеннолетних.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности – более четырёх часов в день (ст.434 УПК) [7, с. 334].

В соответствии со ст.435 УПК [7, с. 334-335] и Положением «О порядке привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе» [14, с. 93-94] участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого обязательно.

Перед началом допроса им разъясняется право с разрешения следователя, прокурора задавать вопросы допрашиваемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нём записей, о чём делается отметка в протоколе.

Допрос несовершеннолетнего является наиболее сложным следственным действием и характеризуется определёнными тактическими особенностями, которые проявляются:

  • в подготовке к допросу несовершеннолетнего, независимо от его процессуального положения;
  • в определении места, времени, способа вызова на допрос;
  • в решении вопроса об участии в допросе педагога, защитника, специалиста (психолога, врача);
  • в тактических приёмах проведения допроса, фиксации его результатов [15, с. 146].

Готовясь к допросу несовершеннолетнего необходимо выяснить:

1) анкетно-биографические сведения о допрашиваемом, его семье, окружении;

2) его характер, увлечения, отношение к учёбе или труду, наличие правонарушений;

3) психическое состояние здоровья и способность правильно воспринимать явления и события, давать о них достоверные показания.

Всестороннее изучение личности несовершеннолетнего способствует эффективности допроса, в том числе и установлению психологического контакта с допрашиваемым и определения тактики допроса.

Убедившись, что следователю известны не только основные, но и относительно мелкие факты его жизни и деятельности, подросток приходит к вы­воду о необходимости дать правдивые показания.

А то обстоятельство, что следователь выясняет не только отрицательные, но и положительные сто­роны несовершеннолетнего, характеризует следо­вателя как объективного человека и способствует установлению между следователем и допрашивае­мым психологического контакта.

При установлении с допрашиваемым подростком психологического контакта, следует учитывать, что их позиция на допросе во многом определяется эмоциональными моментами: страхом перед родителями или соучастниками, нежеланием «выдать» товарищей и т. п.

Следующим важным этапом подготовки к допросу несовершеннолетнего является решение вопроса о времени и способе вызова подростка на допрос; о месте проведения допроса. Следователю необходимо помнить, что нельзя допускать промедления с допросом, когда в этом возникла необходимость. В противном случае на подростка может быть оказано воздействие со стороны заинтересованных лиц.

Несовершеннолетние допрашиваются с наименьшим разрывом между происшедшим событием, фактом и допросом, так как с течением времени детали происшедшего могут быть ими забыты или замещены фантазиями и вымыслами.

Однако ребёнка, находящегося в состоянии сильного возбуждения или, наоборот, в состоянии упадка душевных сил, апатии, следует допрашивать только после того, как он успокоится.

Необходимо правильно определить способ вызова несовершеннолетнего на допрос, чтобы исключить нежелательную огласку этого факта и воздействие заинтересованных лиц.

Несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый, не содержащиеся под стражей, согласно ст.433 УПК [7, с. 334] вызываются на допрос к следователю или в суд через их родителей или других законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специальном детском учреждении – через администрацию этого учреждения.

Форма вызова на допрос – повестка, которая заполняется по общим правилам, установленным ст.216 УПК [7, с.192]. Повестка адресуется одному из родителей или другим законным представителям, в том числе руководителю детского учреждения. Законный представитель обеспечивает явку по вызову, а при необходимости – вызывается сам.

Повестка является основной формой вызова на допрос, однако при необходимости содержание повестки может быть передано телефонограммой или телеграммой.

Вопрос о месте допроса решается с учётом того, что подростки значительно легче узнают детали, чем мысленно воспроизводят их. Поэтому в ряде случаев целесообразно запланировать проведение допроса на месте происшествия.

Обстановку при допросе необходимо создать такую, в которой несовершеннолетний мог бы сосредоточится на предмете допроса, убрать вещи, которые отвлекали бы его внимание, исключить по возможности, присутствие посторонних лиц.

Необходимо продумать круг участников допроса, решить будут ли участвовать в допросе родители несовершеннолетнего, педагоги; при необходимости пригласить защитника. Выбор лица для участия в допросе имеет важное тактическое значение. Одни несовершеннолетние охотно дают показания в присутствии родителей, другие – в присутствии педагога.

Родителей и педагогов необходимо проинструктировать о том, как себя вести в процессе допроса. Следственной практике известны случаи, когда лица, приглашенные для участия в допросе, непра­вильно поняв свои задачи, перехватывали инициа­тиву у следователя и, не имея профессиональной подготовки ведения допроса, срывали его.

Маль­чиков желательно допрашивать с участием педаго­га-мужчины, а девочек — педагога-женщины [15, с. 149].

При планировании допроса несовершеннолетних необходимо письменно сформулировать наиболее важные вопросы, которые будут поставлены перед допрашиваемым, чтобы они не несли в себе подсказок и выясняли все интересующие следователя обстоятельства дела, т. к. для несовершеннолетних характерны затруднения при передаче общей картины воспринятого события в форме свободного рассказа. Кроме этого, вопросы должны быть сформулированы в понятных для подростка выражениях.

Вам будет интересно:  Превышение должностных полномочий

Допрос несовершеннолетнего необходимо вести в спокойной, уверенной манере, избегая грубых окриков, угроз, но в тоже время нужно пресекать развязное поведение допрашиваемого.

Нельзя давать допрашиваемому невыполнимые обещания, желая расположить его к даче правдивых показаний, нельзя допускать в речи оскорбительных выражений, т. к. для подростков характерно обострённое чувство собственного достоинства.

Неверно взятый следователем тон и отношение к подростку может привести к полной утрате его авторитета в глазах допрашиваемого подростка.

При допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших важно определить последовательность допроса, так как наряду с ними по этому же делу, как правило, допрашиваются взрослые, способные оказать на несовершеннолетних то или иное влияние. К числу таких лиц относятся родственники и близкие знакомые потерпевших и свидетелей.

Это влияние может оказаться как положительным, так и отрицательным. Если у следователя нет оснований опасаться этого влияния, целесообразно начать допрос именно со взрослых свидетелей, которые могут сообщить много важного не только об обстоятельствах дела, но и в отношении несовершеннолетних и малолетних, подлежащих допросу.

Если одно и то же событие наблюдали несколько несовершеннолетних свидетелей (или слышали о нем), начинать допрос нужно, как правило, со старшего по возрасту, восприятие которого носит более целенаправленный характер.

Конечно, такая последовательность применима лишь к тем случая, когда следователь не располагает сведениями о том, что старший из свидетелей причастен к преступлению или подвергался воздействию со стороны заинтересованных лиц.

Это же применимо и к допросу потерпевших, если их несколько.

Свидетели и потерпевшие, достигшие шестнадцати лет, перед их допросом предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Следователь должен выяснить у самого допрашиваемого или его законных представителей, достиг ли свидетель (потерпевший) указанного возраста. В случаях, когда возникают сомнения, нужно осмотреть документы (свидетельство о рождении, паспорт).

Предупреждение об уголовной ответственности несовершеннолетних должно быть особенно обстоятельных и сопровождаться необходимыми разъяснениями закона.

Свидетели и потерпевшие, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, об ответственности не предупреждаются, но им разъясняется необходимость правдиво рассказать все известное по делу.

При допросе несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых следователь должен доходчиво изложить допрашиваемому сущность имеющихся против него подозрений или содержание обвинения.

Подросткам необходимо также разъяснить общественную опасность преступления, ущерб, причиняемый обществу и близким, при этом нужно разъяснить значение и правовые последствия чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления.

Для получения правдивых показаний можно использовать и положительные личные качества несовершеннолетнего, пытаясь воздействовать на сознание подростка и побудить его к раскаянию.

Тактика допроса несовершеннолетнего обвиняемого зависит от его позиции по отношению к предъявленному обвинению.

В бесконфликтной ситуации целесообразны следующие тактические приёмы:

  • максимальная детализация обстоятельств совершённого преступления и роли каждого соучастника;
  • получение объяснений по поводу имеющихся в деле доказательств с целью устранения противоречий;
  • выявление обстоятельств, непосредственно предшествующих совершению преступления, и поведение соучастников после совершения общественно- опасных деяний;
  • постановка дополнительных вопросов для уточнения мотива и цели преступления.

Особенно трудно несовершеннолетним бывает изложить события, в которых сразу принимало участие несколько (к тому же часто незнакомых) человек. Чтобы облегчить восстановление событий, в таких случаях рекомендуется использовать графическое изображение их взаиморасположения.

При допросе несовершеннолетних следователю приходится сталкиваться с особой категорией свидетелей – подростками, непосредственно участвовавшими в преступлении, но не привлеченными к уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, по наступлении которого они подлежат уголовной ответственности. Их показания имеют важное значение для изобличения соучастников преступления, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых.

Опасаясь ответственности и наказания за содеянное, такие свидетели обычно не склонны давать правдивые показания. Чрезвычайно важно в понятных выражениях объяснить, что им не угрожает уголовная ответственность, а также цель их допроса.

В отличие от свидетеля, потерпевший обычно лучше помнит обстоятельства преступного события, так как оно его взволновало и было связано с острыми переживаниями.

Но именно это обстоятельство, а также переживания, что его будут осуждать или смеяться над ним, нередко предопределяют склонность несовершеннолетнего к преувеличениям и фантазированию при последующем изложении событий.

Кроме того, естественный страз перед внезапно возникшей опасностью нередко приводит к нарушению правильного восприятия, что также влечет за собой дачу недостоверных показаний.

При допросе в конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний отрицает причастность к совершённому преступлению, могут быть использованы такие тактические приёмы как:

· предъявление в определённой последовательности собранных в процессе расследования доказательств;

· детализация показаний и постановка контрольных вопросов несовершеннолетнему обвиняемому или подозреваемому в случае отрицания своей причастности к совершённому преступлению.

Изучение следственной практики показывает, что несовершеннолетние правонарушители заранее не подготавливают доказательства своего алиби, поэтому детальный допрос о месте и времени нахождения в момент совершения преступления выявляют дачу ими ложных показаний.

Демонстрация следователем своей осведомлённости по делу, когда он располагает достаточными документами для опровержения ложных показаний обвиняемого и убеждения несовершеннолетнего в недопустимости ложности показаний по другим вопросам.

Источник: http://stydopedia.ru/4xef6f.html

Допрос несовершеннолетнего свидетеля в суде

С 1 января 2015 года вступили в силу поправки в ст. 281 УПК РФ, которыми в указанную статью введена ч. 6.

Согласно этой части «оглашение показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, а также демонстрация фотографических негативов и снимков, диапозитивов, сделанных в ходе допросов, воспроизведение аудио- и видеозаписи, киносъемки допросов осуществляются в отсутствие несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля без проведения допроса.

По ходатайству сторон или по собственной инициативе суд выносит мотивированное решение о необходимости допросить несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля повторно».

Дословное,  толкование этих норм приводит к выводу о том, что в судебном заседании по делу, где потерпевшим или свидетелем выступает несовершеннолетний, первичным, приоритетным является оглашение его показаний с воспроизведением их видеозаписи. Лишь при наличии установленных судом оснований для допроса этого потерпевшего непосредственно в судебном заседании суд выносит решение о его вызове.

Наличие видеозаписи допроса. Первое условие — обязательное, формальное — соблюдение ч. 5 ст. 191 УПК РФ в ходе допроса несовершеннолетнего потерпевшего следователем.

С введением в ст. 191 УПК РФ ч. 5 стало обязательным применение в ходе следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего видеозаписи или киносъемки, за исключением случаев, когда потерпевший или его законный представитель возражают против этого.

Обе нормы введены в действие одновременно. Очевидно поэтому одна из них является условием применения другой. Отсюда, лишь в случае, если к протоколу допроса несовершеннолетнего потерпевшего приложена видеозапись этого следственного действия, суд вправе применить норму ч. 6 ст. 281 УПК РФ и исследовать указанные материалы без проведения допроса потерпевшего в судебном заседании.

Отступление от этого правила могло бы поставить под сомнение оценку таких показаний как доброкачественных доказательств. Значение видеозаписи показаний потерпевшего будет рассмотрено далее более подробно.

Именно поэтому представляется обоснованным, когда судьи при разрешении вопроса о назначении судебного заседания обращают внимание на то, были ли разъяснены законному представителю потерпевшего, а при наличии оснований, в зависимости от возраста, — и потерпевшему — указанные правила. В том числе последствия производства видеозаписи допроса, заключающиеся в отсутствии необходимости давать затем показания в суде, при необходимой оговорке о праве суда на вызов потерпевшего.

Лишь если к протоколу допроса несовершеннолетнего потерпевшего приложена видеозапись этого следственного действия, суд вправе применить ч. 6 ст. 281 УПК и исследовать указанные материалы без проведения допроса потерпевшего в судебном заседании

Норма применяется, как видно из ее содержания, к несовершеннолетним. Таковым является лицо, не достигшее возраста 18 лет (ч. 1 ст. 54 СК РФ).

В Конвенции СЕ (п. 3 ст.35) уточняется, что когда на момент опроса возраст жертвы не определен, и есть основания полагать, что жертва является ребенком, до установления возраста применяются меры, предусмотренные для ребенка.

Таким образом, реализован приоритет защиты прав несовершеннолетнего потерпевшего, предполагающий толкование сомнений относительно его возраста в его пользу (разумеется, только для целей процедуры).

Согласно правилам о действии процессуального закона во времени (ст.4 УПК РФ) соответствующая норма подлежит применению в момент конкретного допроса, иного следственного действия, на момент разрешения ходатайства о вызове потерпевшего для допроса.

Например, если преступление было совершено в отношении несовершеннолетнего, но к моменту рассмотрения дела судом потерпевший достиг возраста 18 лет, оснований для применения судом ч. 6 ст. 281 УПК РФ нет.

Отечественное законодательство придерживается аналогичного взгляда, сделав уважение чести и достоинства личности принципом уголовного судопроизводства (ст. 9 УПК РФ).

Развитие и конкретизация этого принципа применительно к потерпевшему даны в действующем постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве», где подчеркивается, что потерпевший имеет в уголовном процессе свои собственные интересы, для защиты которых он и наделен правами стороны (п. 2).

В упомянутой Конвенции Совета Европы (п. 1 ст. 34, подп. «с» п. 1 ст. 35, п. 1 ст. 36) обращается внимание на то, что выполнение рекомендаций, касающихся участия ребенка в уголовном процессе, и в частности в опросе ребенка, требует наличия специализированного персонала, получившего специальную подготовку.

Перенос основного внимания суда и сторон на исследование показаний ребенка, полученных в ходе следствия, и возможность наглядно убедиться в том, как происходил допрос, предполагают повышение специальной подготовки следователей, работающих с несовершеннолетними потерпевшими, получение ими навыков применения закона, необходимых при расследовании таких дел.

Обращают на себя внимание случаи, когда малолетним (например, в возрасте 9-10 лет) разъясняется полный набор прав, предусмотренных ст. 42 УПК РФ, вместо того, чтобы разъяснить их законному представителю.

Либо когда допрос несовершеннолетнего ведется юридическим, казенным языком и таким же образом и фиксируются его показания, что может дать повод для сомнений в достоверности изложенных в протоколе показаний.

Если допрос несовершеннолетнего ведется юридическим, казенным языком и таким же образом фиксируются его показания, это может дать повод для сомнений в достоверности изложенных в протоколе показаний

Различия в нормах УПК РФ, регулирующих порядок допроса взрослых лиц и несовершеннолетних, существуют давно. Однако представляется, что практика работы с детьми, потерпевшими от преступления, нуждается в совершенствовании.

Человеческий фактор в правильном применении предписаний закона играет чрезвычайно важную роль.

Обучение работников следствия и суда, разработка рекомендаций, методик правильного применения процессуальных норм при вовлечении в сферу уголовного судопроизводства несовершеннолетних — следующий и необходимый шаг к обеспечению эффективной защиты прав потерпевшего.

Один из основных практических вопросов, состоит во взаимосвязи ч. 6 ст. 281 УПК РФ с существующими в уголовно-процессуальном законе правилами допроса и оглашения показаний потерпевшего, предусмотренными ст.ст. 240, 277, 278, 280 УПК РФ.

По отношению к ст. 280 УПК РФ, предусматривающей особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего, в новой норме противоречий не усматривается. По общему правилу, предусмотренному теперь ч. 6 ст. 281 УПК РФ, несовершеннолетний потерпевший в суде не допрашивается.

Однако если суд по собственной инициативе или ходатайству стороны все же придет к выводу о необходимости допроса такого потерпевшего в судебном заседании, он будет допрошен по правилам ст. 280 УПК РФ. Таким образом, если ч. 6 ст. 281 УПК РФ определяет возможность допроса несовершеннолетнего потерпевшего, то ст.280 УПК РФ предусматривает порядок этого допроса при условии, что будет принято решение о его производстве.

По отношению к ст.ст. 277 и 278 УПК РФ, устанавливающим общие правила допроса потерпевших и оглашения их показаний, ч. 6 ст. 281 УПК РФ является специальной нормой, подлежащей применению именно в тех случаях, когда потерпевшим является несовершеннолетний. Следовательно, при конкуренции норм должна применяться именно рассматриваемая нами новелла.

Положение закона  включенное законодателем в ст. 281 УПК РФ, не противоречит принципам непосредственного исследования доказательств, закрепленным в ст. 240 УПК РФ, поскольку ч. 2 ст.240 УПК РФ прямо устанавливает оглашение показаний, данных при производстве предварительного расследования, в случаях, предусмотренных ст. 281 УПК РФ.

Следовательно, формального противоречия тут нет, а сущностные вопросы нам следует рассмотреть более подробно.

Одним из самых эффективных средств разрешения вопроса травмирования психики ребенка видится фиксация его первичного опроса с возможностью представить эту запись как доказательство в дальнейшем судебном разбирательстве.

Директива № 2012/29ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза «Об установлении минимальных стандартов в отношении прав, поддержки и защиты жертв преступлений, а также о замене Рамочного решения 2001/220ПВД Совета ЕС» (Страсбург, 25.10.

2012) 14 также предусматривает, что при расследовании уголовного дела все допросы, проводимые с участием ребенка, ставшего жертвой преступления, могут быть записаны с использованием средств аудиовизуальной записи, и такие записи могут быть использованы в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве.

Процессуальные правила ведения таких аудиовизуальных записей и их использования должны быть определены национальным законодательством.

Ч. 6 ст. 281 УПК РФ полностью соответствует требованиям ст. 35 Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, в которой указано, что количество опросов ребенка должно быть настолько минимальным, насколько это возможно.

При этом каждая сторона конвенции принимает необходимые меры, обеспечивающие, чтобы все опросы жертвы и ребенка-свидетеля могли записываться на видеопленку, и чтобы такие видеозаписи могли приниматься в качестве показаний в ходе судебного разбирательства в соответствии с нормами внутреннего права.

Статья 30 Конвенции специально подчеркивает необходимость того, чтобы расследование и уголовное разбирательство не усугубляли нанесенную ребенку травму.

Ограничение числа опросов ребенка-жертвы призвано не допустить причинение ему в процессе опроса новой психической травмы, поскольку каждый раз ему приходится вновь переживать перенесенные страдания.

Именно такая цель стоит перед видеозаписями опроса, причем она может использоваться для различных целей, в том числе для медицинского освидетельствования.

В основе рекомендации видеофиксации опросов лежит практика, успешно применяемая в последние годы в ряде стран.

Источник: http://pershickow.ru/dopros-nesovershennoletnego-svidetelya-v-sude.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть