8(800)350-83-64

Лицо без гражданства

Лицо без гражданства: статус и права

лицо без гражданства

В пределах какой-либо страны, кроме непосредственных ее граждан, а также иностранцев, могут присутствовать лица и без гражданства либо подданства. Таких людей именуют апатридами. У них нет никаких доказательств, посредством которых можно было бы установить их принадлежность к какой-либо стране или подданству. Рассмотрим далее правовое положение лиц без гражданства.

Причины

Статус лиц без гражданства появляется при:

  1. Рождении от родителей-апатридов. В ряде стран законодательства не предусматривают автоматического приобретения гражданства при рождении (невозможна филиация по праву почвы).
  2. Потере привилегий, полученных ранее (например, при вступлении в брак).
  3. Лишении государством гражданства. Это возможно по этническим, политическим мотивам либо из соображений безопасности.
  4. Добровольном отказе.
  5. Прекращении существования государства.

В Конвенции, регламентирующей правовой статус лиц без гражданства, в ст. 1 указано, что беженцы не могут быть признаны апатридами.

Документы апатрида

Лица без гражданства в РФ, равно как и иностранцы, пользуются установленным национальным режимом. Однако для них существует ряд ограничений. К примеру, в права лиц без гражданства не входит возможность участия в выборах. В России документами, удостоверяющими личность апатридов, выступают:

  1. Разрешение на проживание (временное).
  2. Документ, полученный в иностранном государстве и признанный по условиям международного договора как удостоверяющий личность.
  3. Вид на жительство.
  4. Прочие документы, которые предусмотрены в ФЗ или признаются как удостоверяющие личность апатрида.

К последним относят бумаги, упомянутые ст. 27 и 28 Конвенции, регламентирующей статус лиц без гражданства. Одним из таких документов, в частности, выступает Certificat d`apatrid.

Спорный момент

В международной правовой практике в рамках понимания гражданства имеет место дихотомия, касающаяся свобод и прав людей по их гражданству.

После введения в действие Конвенции по борьбе с апатризмом, людям начали запрещать добровольно отказываться от принадлежности к какому-либо государству. Допускалось только заменить одно гражданство другим.

Это, в свою очередь, привело к подмене юридической возможности обязанностью.

Запрет на отказ

В мировой практике создано 2 документа, направленных на реализацию политических идей по постепенному устранению апатризма. Право на гражданство, согласно им, стало преподноситься как обязанность. К таким договорам следует отнести:

  1. Конвенцию о сокращении безгражданства. Она была принята ГА ООН в 1961 году, в Нью-Йорке.
  2. Европейскую конвенцию о гражданстве. Ее утвердили в 1997 году, в Страсбурге.

Государства, подписавшие Договор о сокращении апатризма, обязаны не допускать добровольных отказов от гражданства, если они вызывают утрату принадлежности к стране. Исключением являются случаи, когда одно подданство заменяется другим. Согласно второй Конвенции, государства, подписавшие ее, разрешают отказ от гражданства, если человек при этом не становится апатридом.

Свобода выбора

Во Всеобщей декларации по правам человека, однако, присутствует четкая и определенная регламентация гражданства не как обязанности, а именно как права. Этот документ был принят в 1948 году ГА ООН. По этой Декларации каждый человек наделяется правом на гражданство. Никто не может его лишиться в произвольном порядке, равно как и возможности его изменить.

Из этой формулировки можно сделать вывод, что изменение гражданства – это не только замена одного подданства на другое, но и факт его получения или прекращения. В последнем случае субъект становится апатридом. Лицо без гражданства не приобретает другого подданства взамен прежнего. Это не противоречит ст. 15 указанной выше Декларации.

Обосновывается это следующим образом:

  1. Человек обладает правом на гражданство. Он защищен от произвольного лишения принадлежности к какому-либо государству, но вместе с этим, имеет возможность оказаться от него.
  2. Человек может изменить подданство. Исходя из того, что гражданство – это право, то изменение его выступает не только как замена, но и прекращение. В результате человек становится апатридом.

Отечественные нормы

В течение продолжительного времени конституционная система не признавала такое понятие, как лицо без гражданства. До 1917 года жители империи, не признанные иностранцами, считались подданными России. Это же правило действовало в годы советской власти после победы коммунистов.

В этой связи, фактически раньше никто не мог выступать как лицо без гражданства. Ситуация поменялась после 1938 г. В тот период был введен сталинский закон о гражданстве.

Он отменял существовавшую ранее норму о том, что люди, проживающие на территории страны, не признанные как иностранцы и не имеющие доказательства какого-либо подданства, автоматически получают принадлежность к СССР. Принятые изменения обладали политической направленностью.

Они ориентировались на борьбу внешними влияниями. В сталинском законе впервые на юридическом уровне было закреплено понятие “лицо без гражданства”.

Современная практика

Лица без гражданства в РФ должны предоставить документы, подтверждающие отсутствие подданства в какой-либо стране.

То есть, у человека должны быть бумаги, указывающие на то, что у него нет принадлежности ни к государству, в которое он прибыл, ни из которого приехал.

С этой точки зрения ряд юристов высказывают мнение, что закрепленное в законодательстве определение апатрида несколько некорректно. Его трактовка должна быть следующей:

Лицо без гражданства – это субъект, не имеющий российского гражданства и имеющий доказательства отсутствия принадлежности к тому государству, откуда он прибыл.

Юридический аспект

С точки зрения мирового права безгражданство считается негативным. Юридическое состояние апатрида отличается рядом дефектов. В этой связи международные нормы права ориентированы на сокращение безгражданства. В отечественном законодательстве присутствует важнейший принцип, регулирующий этот вопрос.

Он, в частности, заключается в поощрении приобретения гражданства РФ апатридами. Роль нормативного принципа приобретает актуальность в том случае, если находит отражение в конкретных нормах.

По мнению большинства юристов, современное законодательство не закрепляет адекватно положение об апатридах и получении ими гражданства. В частности, многие авторы указывают на то, что для таких людей не сделано каких-либо реальных поощрений при получении вида на жительство либо разрешения на временное проживание.

В этой связи, юристы высказываются за то, чтобы такие документы апатриды могли получать без каких-либо квот и дополнительного оформления бумаг.

Приобретение гражданства

Несмотря на недостатки отечественного законодательства, следует отметить наличие определенных льгот и упрощенных моделей для апатридов. В первую очередь послабления предусматриваются для граждан бывшего Союза СССР, которые после распада государства оказались лицами без гражданства. В законодательстве, в частности, установлено, что:

  1. Апатриды могут приобрести российское гражданство, не выезжая в РФ. Его можно оформить в пределах бывшей республики Союза, в консульском/дипломатическом представительстве на ее территории.
  2. Ребенок, родившийся от апатридов на территории РФ, автоматически становится гражданином России.

Согласно новым поправкам в законодательство, предусмотрена возможность получить подданство без вида на жительство апатридам, находящимся в России с 2002 года. Такое право предоставляется даже тем, у кого нет документов, подтверждающих личность.

Источник: https://www.syl.ru/article/219411/new_litso-bez-grajdanstva-status-i-prava

Человек без гражданства: как получить статус апатрида

Такая категория жителей государства, как «человек без гражданства», на сегодняшний день составляет довольно широкий круг лиц, которые, с одной стороны, не могут пользоваться всеми правами обычных граждан, а с другой – должны подчиняться действующему законодательству. При этом за ними сохраняются все права человека, но существенно урезаются привилегии гражданина.

Откуда берется данный статус

С позиции юриспруденции можно сказать, что лица без гражданства – это жители страны, которые не обладают гражданской принадлежностью ни одного из известных на карте мира государств. При этом попасть в разряд так называемых апатридов может совершенно любое лицо в добровольном порядке или в силу каких-либо непреодолимых обстоятельств.

Возможные причины

Нелишним будет знать, что может служить поводом к тому, что новорожденный житель планеты не получит гражданский статус или лишится его в более сознательном возрасте:

  • человек без гражданства называется так тогда, когда он рождается от родителей-апатридов, если при этом в стране его рождения не действует право почвы, и он не становится ее гражданином автоматически. Данный случай встречается чаще всего;
  • в случае добровольного отказа от гражданской принадлежности к какому-либо государству. Когда процедура выхода из гражданства завершается, заявитель обязан сдать свой паспорт, что моментально относит его в разряд апатридов. Обычно люди пребывают в таком положении недлительный срок, а потому их можно считать временными апатридами, поскольку после выхода из одного гражданства они сразу же стремятся вступить в другое. Подробнее о смене гражданства;
  • еще один способ, как стать лицом без гражданства, – это лишиться его. Чаще всего поводом тому служит стремление государства защитить своих жителей от опасного индивидуума, чье присутствие в обществе может нести угрозу жизни и здоровью. Обычным следствием такого решения является выдворение за пределы страны. Подробнее читайте о выдворении;
  • в результате выявления факта фиктивности основных юридических процедур. Яркий пример – фиктивный брак. При этом нарушитель не только лишается своего гражданского статуса, но и всех привилегий, которые он дарует;
  • довольно известен путь, как получить статус лица без гражданства вследствие исчезновения государства с политической карты мира. В качестве наглядного примера можно привести распад Советского Союза на несколько независимых государств, каждое из которых предоставило жителям своих регионов возможность пройти процедуру вступления в новое гражданство автоматически, по упрощенной схеме. Но даже и сегодня еще найдутся лица, которые так и не поменяли свой советский паспорт на удостоверение гражданина одной из бывших республик. А поскольку страны, которая им выдала документ советского образца, больше не существует, они вполне обоснованно могут считаться апатридами.

Какими правами могут пользоваться апатриды

Вопреки отсутствию четкого гражданского статуса, большая часть стран все же не пытается лишить таких жителей основных прав, которыми могут пользоваться граждане государства. К числу немногочисленных ограничений можно отнести:

  • невозможность участвовать в выборах;
  • занимать важные посты в государственных структурах;
  • служить в армии.

Что касается занимаемых постов, то этот список на самом деле не ограничивается только лишь чиновничьими должностями. Лица, не имеющие гражданства, не могут становиться пилотами самолетов или капитанами морских судов.

Что касается их общечеловеческих прав, то в этом отношении никакой дискриминации со стороны закона они не испытывают.

Скажем, в равной мере они могут получать образование, пользоваться медицинскими услугами или реализовывать свой профессиональный потенциал по полученной ими специальности.

По законам РФ

Если говорить конкретно о Российской Федерации, то в нашей стране права лиц без гражданств ограничиваются невозможностью участвовать в политических объединениях и партиях. Кроме того, они не могут занимать должности, которые предусматривают хранение тайны. На основании особого распоряжения власти могут в любой момент ввести ограничение на их внутренние перемещения.

Вам будет интересно:  Что делать, если угнали автомобиль

С другой стороны, человек, не имеющий гражданства, может спокойно выезжать за российскую границу, но только на строго лимитированный период времени. Более того, при устройстве на работу по какой-то редкой специальности апатриду будет отдано предпочтение перед обычным гражданином, если последний необходимого диплома и запаса знаний не имеет.

При этом российское государство отличается особой лояльностью к жителям с данным статусом, чего не скажешь о других странах. Что значит лицо без гражданства, например, в США? Это не вполне полноценный член общества с довольно урезанными правами.

Нельзя не отметить, что процедура расширения своих прав апатридами осложняется бюрократическими формальностями и несовершенством законов. Так, чтобы получить статус временного жителя страны, необходимо предъявить миграционную карту, которой у апатридов нет. Со своей стороны это делает невозможным получение ВНЖ и переход к дальнейшим этапам легализации. Своеобразный замкнутый круг.

Таким образом, во многом положение указанных жителей страны напоминает статус иностранцев, которые также гражданством РФ не наделены.

Что может подтвердить личность апатрида

Как правило, человек, который не имеет никакой гражданской принадлежности, не имеет и привычных для других граждан документов – паспорта и свидетельства, выданного при рождении. Вполне логично предположить, что должны быть некоторые иные бумаги, которые все же смогут удостоверить личность предъявителя. К ним можно отнести:

  • документ, который является удостоверением личности, но был выдан в другой стране;
  • разрешение временно пребывать в данном государстве;
  • вид на жительство;

Источник: http://emigranto.ru/spravochnaya/grazhdanstvo/chelovek-bez-grazhdanstva.html

  • лицо без гражданства это физическое лицо (человек), не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств его принадлежности к гражданству (подданству) другого государства.
  • лицо, не принадлежащее к гражданству РСФСР и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.
  • лицо, не имеющее доказательства принадлежности к какому-либо государству. По своему правовому положению Л.б.г., пребывающее на законных основаниях на территории России, приравнивается (за некоторыми исключениями) к иностранному гражданину (см. Иностранный гражданин).
  • Лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона (ст. 1 Конвенции ООН о статусе апатридов 1954 г.) Человек без гражданства не имеет прав, присущих гражданину: дипломатической защиты от государства, неотъемлемого права пребывания в стране проживания и права на возвращение. см. также безгражданство де факто
  • лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами его принадлежности к гражданству какого-либо иностранного государства.

Безгражданство возникает в случаях, когда лицо утрачивает свое гражданство и не приобретает нового. Л. без г. в РФ (как и иностранные граждане), пользуются национальным режимом.

В то же время они, как и иностранцы, не имеют некоторых политических прав (напр., избирательных).

правовое положение личности, которая не имеет гражданства какого-либо государства. Состояние безгражданства возникает чаще всего в силу расхождений законодательства различных стран о гражданстве.

Безгражданство может иметь место в силу выхода из гражданства, если лицо не приобрело гражданства другого государства.

Лицо без гражданства подчиняется законам страны пребывания, однако, как правило, не пользуется в полной мере политическими и некоторыми другими правами, а также дипломатической защитой со стороны какого-либо государства.

индивид, не являющийся гражданином данной страны и не имеющий доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Лицо может быть апатридом, в частности, при утрате гражданства одного государства и неприобретении другого. Л.б.г. полностью подчиняются законодательству того государства, на территории которого они проживают.

В РФ статус апатридов приравнивается к статусу иностранцев за исключением одного момента: никакое иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Л.б.г. не несут воинской обязанности, не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев (например, невозможность работы на определенных должностях).

лицо. не являющееся гражданином данного государства и не обладающее соответствующими доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранною государства. Безгражданство возникает в случаях, когда лицо утрачивает свое гражданство и не приобретает нового. В связи с ростом числа Л. б. г.

был принят ряд международных конвенций, направленных на сокращение безгражданства и защиту Л. б. г. (например. Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.). Российский закон “О гражданстве” от 28 ноября 1991 г. т.ж. содержит ряд положений, имеющих целью сократить безгражданство.

В частности, установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от Л.б.г. является гражданином РФ. РФ поощряет приобретение российского гражданства Л.б.г. и не препятствует приобретению ими иного гражданства. Л.б.г. в РФ (так же, как и иностранные граждане) пользуются национальным режимом. В то же время Л.б.

г, как и иностранцы, не пользуются некоторыми политическими правами (например, избирательными).

лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Административно-правовой статус лиц без гражданства определяется Конституцией Российской Федерации и рядом других актов.

Лица без гражданства, находящиеся на территории России, пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией РФ, федеральными законами или международными договорами.

Например, они пользуются правами на обжалование незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование и др.

Однако в соответствии с российским законодательством они не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, не могут быть назначены на определенные должности, в том числе на государственные должности государственной службы, имеют некоторые другие ограничения. Эта категория лиц освобождена также и от некоторых обязанностей, возлагаемых на граждан Российской Федерации, например, такие лица не несут воинской службы.

индивид, не являющийся гражданином данной страны и не имеющий доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Лицо может быть апатридом в следующих случаях: а) по рождению, если оба родителя – лица без гражданства; в) при утрате гражданства одного государства и неприобретении другого; в) при вступлении женщины в брак с иностранцем, государство которого не предоставляет ей автоматически гражданство мужа, а государство гражданства женщины заключение брака с иностранцем считает основанием для утраты гражданства. Апатриды полностью подчиняются законодательству того государства, на территории которого они проживают. В РФ их статус приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента: никакое иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту.

Апатриды не несут воинской обязанности, не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев (например, невозможность работы на определенных должностях). Безгражданство представляет собой правовую аномалию, поэтому государства стремятся уменьшить число апатридов. Закон РФ от 28 ноября 1991г. № 1948-1 “О гражданстве Российской Федерации” устанавливает, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ. Согласно Закону РФ поощряет приобретение гражданства РФ апатридами и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Вопросам безгражданства посвящены многосторонние конвенции: О статусе апатридов 1954 г., О гражданстве замужней женщины 1957 г., О сокращении безгражданства 1961 г. лицо, не принадлежащее к гражданству какого-либо государства. В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. “О гражданстве Российской Федерации” лицом без гражданства признается лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства. См. Гражданство.

Порядок въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства определен Федеральным законом от 15 августа 1996 г. “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”.

Конституция Российской Федерации закрепляет в ст.62 положения, в соответствии с которыми иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

При этом Основным законом государства право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право участвовать в референдуме закрепляется только за гражданами Российской Федерации. См. Избирательное право, Право на участие в референдуме.

Кроме того, Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” для лиц без гражданства при проведении выборов и референдумов предусматриваются дополнительные ограничения. Так, в соответствии с положениями ст.

3 названного закона лица без гражданства не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов. Лицам без гражданства в соответствии с требованиями ст.47 запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

Источник: Российское избирательное право от А до Я:Словарь-справочник

человек, проживающий постоянно или временно на территории какого-то государства и не имеющий документов о принадлежности ни к гражданству данного государства, ни к гражданству какого-либо другого государства.

Как правило, состояние безгражданства возникает, если: лицо вышло из гражданства своего государства и обратилось с ходатайством о приобретении гражданства другого государства, но еще не получило его; лицо лишено гражданства своего государства и не приобрело нового; государство, к гражданству которого относился человек, прекратило существование, а с его правопреемником он не оформляет отношений; лицо утратило документы о принадлежности к гражданству какого-то государства и не может получить дубликаты или доказать иным путем свою принадлежность к определенному гражданству.

Подавляющее большинство людей в мире обладает гражданством (подданством) какого-то государства. Отсутствие гражданства (подданства) – состояние без гражданства – скорее исключение, чем правило. В принципе государства выступают за сокращение безгражданства.

Конвенция о сокращении безгражданства, принятая 30 августа 1961т.

, исходит из того, что вопросы предоставления гражданства решаются государствами прежде всего с учетом интересов индивидов: государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства.

Поскольку это делается либо в силу закона, либо по ходатайству заинтересованных лиц перед соответствующими властями, интересы самого государства, следовательно, тоже учитываются.

Свою политику в области сокращения безгражданства государства осуществляют по-разному. Некоторые в целях сокращения безгражданства предлагают лицам самим определить – приобрести гражданство этой страны или оформить отношения с другой в установленный для этого срок.

Но чаще все-таки государства проявляют гибкость. И Россия следует той же тактике: ст. 7 Закона о гражданстве Сокращение безгражданства” 1991 г. гласит, что РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. (С.А.) аполид», «апатрид») – лицо, потерявшее гражданство (см.) в одном государстве и не получившее нового гражданства в другом.

Вам будет интересно:  Регрессное требование

Состояние безграждэнства может наступить:

1) в результате автоматической утраты гражданства, имеющей место в силу закона и не сопровождающейся приобретением нового гражданства в другом государстве;

2) в результате лишения гражданства в силу судебного приговора или специального акта высших органов государственной власти или управления – без последующего приобретения нового гражданства в другом государстве.

Л. б. г. могут оказаться также дети, родившиеся от лиц, не имеющих гражданства, и не получившие впоследствии гражданства какого-либо государства.

Л. б. г. не пользуются как избирательными и иными правами, предоставляемыми исключительно гражданам государства, так и правами и льготами, предоставляемыми иностранцам (см. Иностранцы) по международным соглашениям. Л. б. г. также не имеют права на дипломатическую защиту со стороны какого-либо государства.

Состояние безгражданства в принципе считается исключением из нормального юридического статуса лица. Однако на практике число Л. б. г. со времени первой мировой войны значительно возросло.

Это явление связано не столько с коллизией национальных-законодательств о гражданстве, сколько с ростом угнетения трудящихся и обострением классовой борьбы в капиталистическом мире в период общего кризиса капитализма. В капиталистических государствах Л. б. г., придерживающиеся прогрессивных взглядов, находятся в бесправном положении, во власти полицейского произвола и подвергаются гонениям и притеснениям. Примером этого может служить невероятно тяжелое положение беженцев из гитлеровской Германии и фашистской Италии, а также испанских республиканцев-эмигрантов до второй мировой войны.

В советском законодательстве понятие Л. б. г. было введено в 1938 г. До этого времени каждое лицо, проживавшее на территории СССР и не сумевшее доказать своей принадлежности к гражданству иностранного государства, считалось гражданином СССР. После принятия Конституции СССР 1936 г.

такое положение было изменено как в силу возросшего с полной победой социализма в СССР значения советского гражданства, как гражданства социалистического государства, так и по соображениям государственной безопасности, не допускающим автоматического предоставления советского гражданства лицам, потерявшим гражданство в иностранном государстве. По ст. 8 закона «О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик», принятого Верховным Советом СССР 19 августа 1938 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1938 г. № 11), «лица, проживающие на территории СССР, не являющиеся в силу настоящего Закона гражданами СССР и не имеющие доказательств своей принадлежности к иностранному гражданству, считаются лицами без гражданства».

Империалистические государства сплошь и рядом используют Л. б. г., лишенных гражданства за преступления против родины и народа, для шпионско-диверсионной и иной преступной деятельности против СССР и стран народной демократии.

Кроме того, американо-английские оккупационные власти в Германии и Австрии навязывают советским гражданам из числа беженцев и перемещенных лиц (см.) фиктивные свидетельства о безгражданстве, чтобы помешать возвращению их на родину и попытаться вовлечь в сети своих разведок или вербовочных контор по поставке в капиталистические страны дешевой рабочей силы.

Источник: http://determiner.ru/termin/lico-bez-grazhdanstva.html

Иностранные граждане и лица без гражданства

Лицо без гражданства не имеет статуса гражданина конкретного государства.

Однако на него распространяется законодательство принимающей страны, поэтому субъект должен действовать в рамках законов без нарушения своих обязанностей.

Апатриды (другое название рассматриваемых лиц) обладают всеми человеческими правами, но рассчитывать на привилегии, предоставляемые полноправным гражданам, они не вправе.

Основные причины

На территории Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства много. Их права и свобода не ущемляются государством. О них упоминается в статьях закона, связанных с миграционным учетом.

Оказаться в роли апатрида может любой субъект по независящим от него обстоятельствам. Как можно стать лицом без гражданства? Например, подданство не предоставляется новорожденному ребенку либо его лишают уже во взрослом возрасте.

Наиболее распространенная причина связана с тем, что человек лишается гражданства с самых первых дней после появления на свет. Это случаи, когда ребенок рождается у родителей, которые являются апатридами.

Такое условие не распространяется на случаи, если в государстве работает право почвы: субъект получает подданство в связи с фактом рождения на территории страны.

Бывает, что лицам отказывают в праве получения гражданства.

Это обусловлено добровольным отказом физического лица получить статус гражданина конкретной страны. В России соответствующие органы государственной власти осуществляют изъятие у субъекта паспорта, свидетельства о рождении. После этого человек автоматически признается апатридом.

Так, личность лица без гражданства относится к временной категории. В скором времени субъект получает (или намерен получить) подданство другого государства.

Немало случаев, когда субъекты временной категории имеют желание стать обладателями одновременно 2 паспортов.

Исходя из действующих правил, прописанных в нормативно-правовых актах, они вынуждены писать отказ от ранее имевшегося подданства.

Лишение подданства

Нередко людей лишают подданства органы государственной власти. Такие действия проводятся небезосновательно. Часто мотивом может служить соблюдение мер безопасности на национальном уровне. Лиц без гражданства в РФ, если осуществлена подобная процедура, депортируют.

Лишиться подданства достаточно просто из-за ограничения конкретного субъекта в возможных привилегиях, что обуславливается юридическим процессом.

Среди аналогичных случаев могут встречаться те, которые раскрывают факт вступления лиц в фиктивные браки. При наличии таких ситуаций начинает действовать положение о ничтожных сделках.

Согласно ему, производится аннуляция всех сопутствующих операций, правовых статусов.

Люди могут потерять свой правовой статус лиц граждан государства, если оно прекращает свое существование. К примеру, распад СССР. На практике бывшие республики СССР осуществляли выпуск специальных законопроектов. С их помощью каждому лицу без гражданства удавалось получить его согласно разработанным упрощенным схемам.

Следует учесть, что граждане распавшегося Советского Союза являлись апатридами. Лишь некоторые страны были готовы выдать паспорта. В России, чья территория включает в свой состав множество бывших союзных республик, тоже возникали проблемы с получением гражданства и паспорта РФ.

Возможность выполнения действий по упрощенной схеме не решает вопрос полностью и не избавляет человека от проблем.

Важным документом, который необходим в процессе получения разрешения на проживание (временно) выступает миграционная карта. На ней представитель соответствующей службы делает отметку. Из-за отсутствия карты у некоторых субъектов возникают юридические сложности.

Если человек по независящим от него причинам оказался без гражданства, необходимо немедленно заняться его получением. Хотя государство гарантирует обеспечение прав, жить без прописки, быть лишенным некоторых привилегий, сложно.

Информация о правовом статусе

Немаловажным вопросом считается правовой статус лиц, выступающих в роле апатридов или являющихся иностранными гражданами. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории многих государств наделены полноценным правовым статусом. Они имеют возможность использовать большинство прав. Однако исключениями выступают:

  • возможность быть участником выборов;
  • право на выдвижение собственной кандидатуры, чтобы занимать в дальнейшем государственную должность высокой значимости;
  • право на прохождение службы в армии или другой альтернативной службы, если такая предусмотрена законодательством.

Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства ограничивается при трудоустройстве. Если субъект является апатридом, то его правовое положение не позволяет ему занять определенную должность в сфере, которая не связана с политическим направлением. К примеру, невозможно устроиться на должность командира экипажа в авиационной компании, занимающейся перевозками пассажиров или грузов.

Предоставляемый административно-правовой статус, если рассматривать другие аспекты, не ограничивает апатрида в жизни. Относительно него действуют общие положения (право получить среднее образование, окончить высшее учебное заведение, официально трудоустроиться и зарабатывать себе на жизнь, получая достойную заработную плату).

Отсутствие гражданства в РФ обуславливает некоторые специфические ограничения. Иностранные граждане, лица без гражданства не могут выступать в качестве хранителей тайн государственной значимости. Также лицо, не имеющее подданства, лишено возможности быть участником политического объединения.

Ограничения, связанные с передвижением иностранных лиц и лиц без гражданства вероятны со стороны силовых структур. Однако на практике такие действия должны быть обоснованы официальным правительственным распоряжением. В Крыму или на другой территории статус лиц без гражданства не ограничивает права в получении полноценного медицинского полиса.

Отсутствуют даже ограничения, которые в ряде случаев позволяют на некоторое время въезжать в страну или выезжать за границу.

Правовое положение субъекта, не имеющего гражданства, меняется, что зависит от конкретной страны. Административно-правовой статус апатридов, находящихся на территории РФ, характеризуется лояльностью.

К примеру, при наличии у апатрида, который трудоустраивается, диплома, подтверждающего получение высшего образования по требуемой специальности, он имеет преимущество.

Если сравнивать с ситуацией, складывающейся на территории США относительно правового статуса лиц, не имеющих гражданства, то в США она выглядит менее радужно по любому параметру.

Процесс получения гражданства

Лицо без гражданства часто лишено официального действующего документа, который подтверждает его личность. Это связано с тем, что его выдача производится государством исходя из гражданской принадлежности. Из-за отсутствия возможности получить паспорт у лица может быть в наличии лишь свидетельство о рождении.

Как получить гражданство? Чем быстрее будет получено гражданство, тем легче человеку в плане прописки, трудоустройства и пр. Для данной процедуры потребуется свидетельство, которое будет подтверждать личность апатрида.

Документ, удостоверяющий личность, согласно действующему законодательству РФ, может быть выдан другой страной (редкие случаи) либо быть представлен в качестве вида на жительство или разрешения проживать в стране временно.

Однако получение гражданства РФ имеет некоторые нюансы. Например, в Крыму, чтобы оформить разрешение или вид на жительство, нужно обратиться в соответствующий государственный орган и иметь при себе подтверждение личности апатрида.

Но чтобы не возникало таких сложностей, в законодательстве были сделаны поправки. Благодаря им можно установить личность субъекта, не имеющего гражданства, у которого нет требующихся документов для подтверждения своей личности.

В этих целях необходимо выполнить ряд действий.

Сначала со стороны иностранных лиц и лиц без гражданства подается заявление об установлении личности. Подача производится с применением специального бланка установленной формы. Далее предоставляется любая документация (если она имеется), в которой представлены персональные сведения. Например, это может быть свидетельство о рождении, водительские права, диплом и пр.

Источник: http://migriruem.ru/grazhdanin/litsa-bez-grazhdanstva.html

Режим иностранцев. Лица без гражданства

53. Режим иностранцев. Лица без гражданства

54. Беженцы, вынужденные переселенцы. Право убежища

55. Понятие международного права прав человека

56. Источники международных прав человека

57. Поколение прав человека

53. Режим иностранцев. Лица без гражданства

В международном праве иностранцем считают лицо, находящееся на территории определенного государства и не является ее гражданином, но находится в гражданстве другого государства.

В зависимости от продолжительности нахождения иностранца на территории государства их принято делить на:

1) тех, которые постоянно проживают на территории государства (свыше 5 лет),

2) тех, временно проживающих на территории государства (более 90 дней)

3) тех, что временно находятся на территории государства (до 90 дней).

Правовой статус иностранцев определяется национальным законодательством государства пребывания (в Украине – Законом “О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства” от 4 февраля 1994 г.) с учетом принципов и норм международного права. Однако в настоящее время нет единого договора, который бы регулировал правовой статус иностранцев.

Иностранец, на законных основаниях находится на территории государства, может быть выслан из ее территории только на основании решения компетентного органа, вынесенного в соответствии с законом. Запрещенные массовые выдворения иностранцев, законно пребывающих на территории государства.

Правовой статус иностранцев на территории государства достаточно часто называют режимом иностранцев. В настоящее время принято выделять три основных режима: национальныйнаибольшего благоприятствования и специальный.

Национальный режим приравнивает иностранцев к гражданам госа и предусматривает, что они пользуются теми же пр. и свободами и обязаны выполнять такие же обязанности, что и граждане госа пребывания, за исключ. случаев, предусм.х зак-ом. Такой режим применяют в Украине.<\p>

Вам будет интересно:  Привлечение к административной ответственности

Режим наибольшего благоприятствования предусм. предост. иностранцам объема прав и обяз., кот.

никоим образом не отличается от объема прав и обяз., предост. гражданам любого третьего госа. Объем прав и обязанностей иностранцев при этом режиме идентичен для всех иностранных граждан, однако, как правило, он существенно меньше, чем при национальном режиме и используется для предотвращения дискриминации среди иностранцев.

Обычно такой режим устанавливается на основании специальных договоров.

Специальный режим предусм. предоставление иностранцам спец. прав или возложение на них дополнит. обяз. по сравнению с собственными гражд. и гражд. др. госов. Он может быть как более, так и менее благоприятным, чем два вышеназванные режимы. Такой режим устанавливается нац. зак-ом или спец. соглашениями.

Иногда он является ответом на ограничение прав и свобод своих граждан в другом государстве и используется как репрессалии. Примером применения можно назвать упрощенный порядок пересечения границы жителями приграничных районов.

В Украине таким режимом пользуется персонал военной базы Черноморского флота Российской Федерации в Севастополе.

Кроме названных выше режимов, принято различать режим капитуляции, который еще называют привилегированным. Его использовали в основном азиатские государства, и он предусматривал предоставление большего количества прав для граждан европейских государств по сравнению с собственными гражданами. Сейчас его не применяют.

Лицами без гражданства (апатридами) считаются лица, которые не обладают гражданством ни одного государства. Нормативное определение этого термина содержит ст. 1 Конвенции о статусе апатридов 1954 г., согласно которой апатридом является лицо, которое не рассматривается как гражданин любого государства в силу его законов.

Такие лица не имеют постоянного правовой связи с одним государством, а потому не пользуются правом дипломатической защиты.

Лица становятся апатридами, как правило, по следующим причинам: при лишении гражданства, при бракосочетании женщины с иностранцем, когда в соответствии с действующим законодательством государства его гражданства автоматически теряет гражданство, а законодательство государства мужчины не предоставляет женщине гражданства мужа, при потере гражданства, если лицо добровольно вышла или потеряла гражданство своей стране, а другого не получила, при выходе из гражданства с целью получения другой, при рождении от родителей, которые являются апатридами; в определенных случаях вследствие территориальных изменений и в других случаях. Причем большинство случаев без гражданства возникает вследствие коллизии законодательства отдельных государств.

Различают два вида лиц без гражданства: абсолютные апатриды и относительные апатриды. Первыми являются лица, которые получили статус апатрида с рождения, другие – стали апатридами из-за потери гражданства.

Как и правовой статус иностранца, статус лица без гражданства в основном определяется законодательством того государства, на территории которого оно находится, однако с учетом требований, установленных нормами международного права.

Правовой статус лица без гражданства довольно часто приравнивают к статусу иностранца. Однако он не является идентичен. В отличие от иностранца, который одновременно находится под юрисдикцией двух государств – государства гражданства и государства местопребывания, лицо без гражданства всегда находится исключительно под властью последней государства.

Предполагается, что государство местонахождения апатрида обязана выдавать ему документы, удостоверяющие личность, если она не имеет таких. Также лицо без гражданства, законно находится на территории государств, не может быть выслана из нее иначе, как по соображениям государственной безопасности или общественного порядка, и не иначе, как на основании решения суда.

Беженцы, вынужденные переселенцы. Право убежища

Понятие “беженцы” впервые появилось в международном праве во время второй мировой войны.

Послевоенные вооруженные конфликты и другие чрезвычайные ситуации, которые обусловили и предопределяют массовое перемещение лиц из регионов постоянного проживания в другие, вызывают необходимость специального международно-правового регулирования статуса беженцев, перемещенных лиц и вынужденных переселенцев.

Основным международно-правовым документом, регулирующим этот вопрос является Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол к ней 1967 г.

помимо того, важное значение имеет Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев – специального органа, созданного на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в 1950 Кроме системы защиты прав беженцев в рамках ООН есть и другие, прежде всего региональные договоры и созданные на их основе организации, занимающиеся проблемами беженцев на постоянных или временных началах. Примером региональных договоров может быть соглашение стран СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1995 На национальном уровне статус беженцев может определяться соответствующими законами и подзаконными актами конкретного государства, но, как правило, они являются адаптацией международных документов к конкретным национальным условиям. Примером такой адаптации является Закон Украины от 21.06.2001 г. № 2557-III “О беженцах”.

Беженцы – это лица, кот. в силу обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы, нац-ти, религиозных убеждений, гражданства, принадлежности к определенной соц.

группе или политических убеждений находятся вне страны гражд-ва или обычного местожительства и не могут или не желают пользоваться защитой этой страны вследствие указанных опасений или из других соображений, не связанных с мотивами личного удобства.

Источник: http://studies.in.ua/mezhdunarodnoe_pravo-shpora/2306-rezhim-inostrancev-lica-bez-grazhdanstva.html

Правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ

12 декабря 1993 г. российский народ на Референдуме принял Конституцию России[1] . Одним из основных её положения является положение о том, что Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Государства, в соответствии с действующими международно-правовыми актами, в своей законодательной и правоприменительной практике должны гарантировать соблюдение прав и свобод граждан. Такой подход следует распространять на все категории лиц, которые находятся в пределах юрисдикции государства.

Свобода внешнеэкономической деятельности для российских предпринимателей и открытость отечественной экономики для иностранных инвестиций, снятие многих ограничений на въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства, развитие деловых связей и туризма – все это привело к резкому увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в нашей стране. Таким образом, в связи с развитием международных отношений проблема правового регламентирования сроков пребывания и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства приобретает для России все большую актуальность.

Данная работа посвящена исследованию правового института конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

Объектом данного исследования является конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Предметом данного исследования являются правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации.

Итак, цель данной работы – исследовать правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

1. Понятие и основа правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основывается на нормах Конституции РФ и состоит из ФЗ от 25 июля 2002г.

№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[2] и ФЗ от 15 августа 1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[3] , иных законодательных актов.

Наряду с этими нормами правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Наряду с законодательными актами, действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Лица, находящиеся на территории того или иного государства, в зависимости от наличия или отсутствия гражданства государства пребывания, могут относиться к одной из следующих категорий: гражданин данного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства (апатрид). Гражданами называются физические лица, имеющие устойчивую правовую связь с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей[4] .

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» даёт следующие определения понятиям “иностранный гражданин” и “лицо без гражданства”.

Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В целях Закона понятие “иностранный гражданин” включает в себя понятие “лицо без гражданства”, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан (п.2 ст.2 Закона).

Различие между иностранцами и лицами без гражданства в основном состоит в том, что иностранцы имеют юридическую связь с отечественным государством и это государство несет определенную ответственность за своего гражданина и обязано в случае возникновения необходимости прийти к нему на помощь. Что же касается лиц без гражданства, то единственным защитником их прав и свобод является государство места их пребывания.

Я уже подчеркивала, что правовое положение иностранных граждан в РФ определяется международными договорами РФ. Ратифицированные международные акты являются базисом национального законодательства РФ. В силу ч.4 ст.

15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Прежде всего, необходимо выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.

), наряду с Декларацией это следующие акты: – Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)[5] ; – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)[6] ; – Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)[7] и другие.

2. Порядок въезда, временного пребывания и выезда из РФ

Основные положения режима въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства в настоящее время определяются Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

В статье 24 данного закона указано, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Источник: http://MirZnanii.com/a/31109/pravovoy-status-inostrannogo-grazhdanina-i-litsa-bez-grazhdanstva-v-rf

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть