8(800)350-83-64

Незаконный оборот наркотиков

Незаконный оборот наркотиков

Незаконный оборот наркотиковНезаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ — чрезвычайно сложное, многогранное, общественно опасное явление, которое с каждым днем приобретает все большие масштабы, глубже проникает в жизнь общества.

Наркотические средства и психотропные вещества имеют двойственную природу. С одной стороны, в силу лечебных свойств они являются неотъемлемым элементом системы здравоохранения. С другой — их неконтролируемый оборот приводит к серьезнейшим социальным издержкам, сопряженным, в частности, с наркоманией и немедицинским потреблением.

Если в 1980 г. по России было зарегистрировано 6,5 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в 1990 — уже 15,5 тыс., в 1998 г. этот показатель достиг уровня 92,5 тыс. С 1990 г. количество преступлений, связанных с наркотиками, выросло на территории России более чем в 10 раз. По данным МВД России, в 1999 г. зарегистрировано более 216 тыс.

таких преступлений, а за 2003 г. — около 228 тыс. В 2004 г. зарегистрировано более 250 тыс. преступлений, связанных с наркотиками, 110 тыс. из них квалифицировались как тяжкие и особо тяжкие. За 2004 г.

только в Ростовской области зарегистрировано 11 693 преступления, связанных с наркотиками, и к тому же эти показатели гораздо ниже реально существующих, поскольку велика латентность данного вида преступлений[1] .

Изыскиваемые средства и методы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, разрабатываемые законодательные и иные направленные против него меры отстают от скорости его распространения и изобретаемых преступниками способов извлечения доходов от сферы наркобизнеса.

Незаконный оборот наркотиков, являясь весьма выгодным с финансовой точки зрения промыслом, признается общественно опасным и преступным деянием большинством стран мирового сообщества, причем во многих государствах его отдельные проявления расцениваются как тяжкие и особо тяжкие преступления.

Настораживает тот факт, что лица, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, объединяются в устойчивые организованные группы, преступные сообщества (преступные организации).

В процессе функционирования эти группы и сообщества, с одной стороны, берут под свой контроль и втягивают в наркобизнес лиц, совершающих в одиночку преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, а с другой — устанавливают устойчивые связи между собой, проникают за пределы государственных границ с целью осуществления незаконного оборота наркотиков, что чревато, кроме всего прочего, еще и межнациональными и международными конфликтами.

Одна из самых тревожных особенностей наркоситуации в России — высокие темпы роста числа наркоманов среди подростков и молодежи. Наркомания стремительно молодеет. Почти две третьих потребителей наркотиков — лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания.

Проблема наркомании стала острой практически для всех регионов Российской Федерации. Рост наркомании привел в ряде из них к эпидемическому распространению ВИЧ-инфекции. По данным Минздрава и МВД, более 80% вновь выявленных в 2003-2004 гг. ВИЧ-инфицированных заразились через шприцы при употреблении наркотиков.

Таким образом, незаконный оборот наркотических средств разрушает экономику, социальную сферу, повышает уровень преступности, разлагает моральные устои общества, поражает своим негативным влиянием большое количество молодежи, провоцирует конфликты. Его можно рассматривать как угрозу национальной безопасности России.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА БОРЬБУ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ B ПСИХОТРОПНЫХ

Свое шествие по миру наркотики начали в IX веке. До начала XX века практически не существовало ограничений на производство и потребление наркотических средств. Но уже в начале ХХ века рост наркомании вынуждает законодателя пойти на принятие мер борьбы с нарастающей опасностью. В Уголовном уложении 1903 г.

в главе “О преступлениях и поступках против постановлений, ограждающих народное здравие” имелось общее отделение “О нарушении правил, установленных для продажи, хранения и употребления веществ ядовитых и сильнодействующих”.

По основаниям ответственности (продажа лицам, не имеющим право на покупку, сильнодействующих или ядовитых веществ, незаконное их приобретение, нарушение правил приготовления или торговли азотной кислотой) Уголовное уложение 1903 г.

дифференцировало санкции в зависимости от признаков субъекта преступления, выделив специально три статьи.

В одной из них криминализировалось нарушение правил хранения, отпуска или использования такого рода средств ответственным лицом аптек и производств; в другой – лицом, имеющим право их использовать; в третьей предусматривалась ответственность лиц, виновных в хранении для продажи или в продаже сильнодействующих и ядовитых веществ без лицензии или с нарушением ее условий.[2]

Таким образом, были криминализированы только некоторые составы преступлений, связанные с незаконным оборотом сильнодействующих и ядовитых веществ. Уголовная ответственность за преступные операции с наркотиками в России появилась позже.

Законодательство периода СССР

В отличие от Уголовного уложения 1903 г. УК РСФСР 1922 г. в ст. 215 упоминал об уголовной ответственности за приготовление, хранение, сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ. Наркотики не были еще распространены настолько, чтобы обрушивать на них мощь уголовно-правовых мер.

Появление в СССР в последующие годы кокаина, опия и их производных привело к необходимости установления уголовной ответственности за преступные операции с наркотическими средствами. 22.12.24 г. декретом ВЦИК и СНК СССР “О дополнении Уголовного кодекса статьей 140-д” была введена уголовная ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта кокаина, морфия и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения, а также за содержание притонов, в коих производится сбыт или потребление наркотических средств.

В августе 1926 г. постановлением ВЦИК и СНК СССР “О государственной монополии на опий” в стране вводится монополия на опий. Свою роль в осуществлении государственного контроля над оборотом наркотиков имело постановление ВЦИК и СНК СССР от 23.05.28 г.

“О мерах регулирования торговли наркотическими веществами”, которое запретило свободное обращение в пределах страны кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, дионина и их солей и пантопона.

Постановление устанавливало, что количество упомянутых средств, необходимое для лечебных целей, ежегодно определяется соглашением народных Комиссариатов здравоохранения союзных республик. Им оговаривался перечень предприятий, имеющих право производить и продавать указанные средства, а также порядок торговли ими на территории С ССР.[3]

По мере роста количества незаконных операций с наркотическими и сильнодействующими веществами, увеличения числа лиц, их потребляющих, в УК РСФСР систематически вносились новые статьи, криминализирующие наиболее опасных деяния с указанными веществами, либо дополнялись более жесткими санкциями уже действующие нормы. В частности УК РСФСР 1926 г. в главе VII был дополнен двумя составами преступлений, устанавливающих ответственность за нарушения правил, охраняющих народное здоровье, общественную безопасность и порядок.

Так ст. 179 УК РСФСР 1926 г. предусматривала наказание за изготовление, хранение, приобретение и сбыт сильнодействующих ядовитых веществ без специального разрешения, а также нарушение установленных правил производства, хранения, отпуска, учета и перевозки сильнодействующих ядовитых веществ. Кроме того, отдельные статьи о преступлениях против здоровья и нравственности содержались в других главах УК.

В главе II “Преступления против порядка управления” предусматривалась ответственность за изготовление, хранение и покупку с целью сбыта, а равно самый сбыт в виде промысла продуктов, материалов и изделий, относительно которых имелось специальное запрещение или ограничение (ст.99); изготовление и хранение с целью сбыта и самый сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения” (ст. 104). В ч. 2 с. 104 устанавливалась ответственность за содержание притонов, в коих производился сбыт или потребление кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ.

В последующие годы в главу VIII Кодекса вводились статьи об ответственности за новые преступления: была введена ответственность за изготовление или сбыт ядовитых или наркотических веществ, посев опийного мака, индийской, южно-маньчжурской или южно-чуйской конопли; за нарушение установленных правил производства, хранения, учета и другие действия с наркотическими средствами; за склонение несовершеннолетних к потреблению наркотиков и т. д.

В 1938 г. принимается постановление Совнаркома о правилах потребления, сбыта и перевозки наркотиков, ядовитых и сильнодействующих веществ. С 1952 по 1962 г. в республиканские уголовные кодексы вводится новая статья, предусматривающая ответственность за сбыт, хранение и перевозку наркотиков.

В 70-х годах наркотики стали распространяться в молодежной среде. На это стремительно отреагировал подпольный рынок, который начал поставлять кустарно изготовленные наркотические препараты. Политика борьбы с наркоманией носила ярко выраженный характер искоренения этого явления, а главное, самих наркоманов из жизни людей.

Новый УК РСФСР 1960 г. расширил пределы уголовной ответственности за незаконные действия с наркотическими и сильнодействующими веществами. В него были включены составы преступлений, непосредственно связанные с незаконным обращением с наркотическими веществами.

Предусматривалась уголовная ответственность за изготовление, приобретение, хранение, перевозку, сбыт, посев и выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества.

Позднее была установлена также ответственность за незаконные операции с сильнодействующими веществами.

В антинаркотическом законодательстве СССР прослеживается два направления.

Во-первых, с учетом малозначительности общественной опасности деяний и тяжести последствий отдельные правонарушения декриминализировались и переводились в разряд административных проступков.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 15.07.74 г. впервые была введена административная ответственность за немедицинское потребление наркотических средств (ст. 44 КоАП РСФСР).

Во-вторых, усиливались репрессивные уголовно-правовые меры в отношении лиц, которые, несмотря на применение административных санкций, упорно продолжали свою противоправную деятельность: была введена уголовная ответственность за потребление наркотиков лицами, ранее подвергнутыми за это административному наказанию; особо строгие санкции предусматривались к сбытчикам наркотических препаратов. Квалифицирующими признаками предусматривались повторность; предварительный сговор группой лиц; совершение преступления лицом, ранее уже совершавшим подобное общественно опасное деяние с наркотиками; совершение преступления особо опасным рецидивистом, если предметом этих действий были наркотические средства в крупных размерах.

Источник: http://MirZnanii.com/a/28604/nezakonnyy-oborot-narkotikov

Незаконный оборот наркотиков и наркотических средств

С каждым годом в России незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ приобретает все более и более значительные масштабы.

Рост преступлений связанных с наркотиками, вытекает из увеличения числа больных наркоманией, данная ситуация вызывает рост преступных доходов.

Гигантская прибыль от торговли наркотиками (около 10% мировой торговли) рождает заинтересованность организаторов и исполнителей преступлений и способствует постоянному совершенствованию механизмов преступной деятельности, в особенности связанной с распространением наркотиков.

Серьезным ударом является распространение наркомании и в нашей стране, т.к она складывается на социально-психологической атмосфере в обществе и отрицательно влияет на её экономическое развитие и ухудшает её криминогенную ситуацию.

Не обошло и данное явление Амурскую область, на территории которой в основном распространена дикая конопля (сотрудниками ОВД за прошедший год было выявлено около 6684 га земель), вследствие этого развитие гашишной наркомании и рост оборота данных веществ.

В целом по России помимо наркотиков растительного происхождения, участились случаи изъятия синтетических наркотиков (кетамина, препаратов из эфедрина, ЛСД, героина и др.), если в 2008 году героин изымался с территории 17 регионов, то в 2009 году – уже на территории 43 регионов.

В современной обстановке идет усиление противоправной деятельности устойчивых преступных группировок наркодельцов, которые имеют широкие межрегиональные и международные связи, они создают и развивают глубоко законспирированные сети торговли наркотиками, изыскивают новые источники приобретения и каналы их транспортировки.

Увеличилась утечка из законного оборота значительного количества химических веществ (прекурсоров), вследствие чего растет количество подпольных лабораторий.

Установленная уголовная и административная ответственность за нарушение антинаркотического законодательства не способствуют сокращению спроса и предложения на наркотики.

Пути их распространения носят все более изощренный характер, и в тоже время реализация запрещенных наркотических средств ведется почти открыто.

Меры, предпринимаемые государством, не пугают наркодельцов, поэтому участились случаи проникновения лиц, участвующих в незаконном обороте наркотиков, во властные структуры, а также вовлечение в преступную деятельность представителей МВД РФ, Генеральной прокуратуры РФ, ФСБ РФ, судов и других представителей государственной власти. Это способствует прикрытию незаконных сделок, совершаемых с наркотическими средствами, беспрепятственному перемещению доходов от продажи наркотиков, расширению сфер деятельности наркобизнеса.

Целью данной курсовой работы является исследование административно – правовых методов выявления, предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Являясь острой социальной проблемой, наркомания привлекает внимание ученых-правоведов и практических работников. Обусловлено это тем, что совершенствование системы мер и методов, направленных на выявление, предупреждение и пресечение распространения наркотических средств и психотропных веществ, требует совместных усилий специалистов различного профиля.

Исследование современного состояния применения административно-правовых методов, направленных на выявление, предупреждение и пресечение несанкционированного распространения наркотических средств и психотропных веществ, показывает, что эти методы еще не в достаточной степени обеспечивают решение задач по повышению активности и эффективности борьбы с наркоманией, недопущению и устранению социально опасных последствий данного явления. Борьба с наркоманией административно-правовыми методами нуждается в совершенствовании и должна быть адекватной складывающимся социально-экономическим условиям.

Социально-правовые основы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Исторические корни незаконного оборота наркотиков в РФ

Согласно предположениям ученых, бытовое употребление наркотиков начинается с образования самого человеческого общества. Первобытный человек, по мнению немецкого физиолога Макса Ферворна (1863-1921г.), познакомился с воздействием наркотиков в процессе поиска пищи, когда он впервые столкнулся с ядовитыми свойствами растений.

В Древней Руси контроль за оборотом наркотиков еще до прихода христианства осуществлялся известным органом родоплеменной княжеской власти — языческими жрецами, а с его приходом урегулирование данной проблемы взяли на себя церковные власти – в лице митрополитов, а несколько позднее функции по контролю за оборотом наркотиков переходят к воеводам, подчиненному Разбойному и Земскому Приказам.

В период правления Петра Великого власти начинают приобщать население к курению табака, связано это, прежде всего с тем, что Петр I побывав за рубежом, понял, что табак является не менее прибыльным для бюджета страны товаром, как и водка. Но вместе с тем, действия связанные с веществами сильнодействующего, наркотического, психотропного и ядовитого содержания в случае их обращения без предписания властей стали относится к разряду политических преступлений.

В Российской Империи контролем над оборотом наркотиков, вплоть до её краха в 1917 году, ведали Министерство внутренних дел (данным вопросом занимался Департамент Полиции, Медицинский Департамент) и Церковь.

По некоторым данным, в Средней Азии начала XX века проживало около 1 млн. человек интенсивно злоупотреблявших наркотиками, а контрабанда опия и гашиша переваливала за сотни и сотни тонн.

Причинами такой слабой борьбы с проблемой наркотиков, прежде всего являлось то, что в России со времен монархии не имелось специализированных правоохранительных структур, занятых в борьбе с наркобизнесом, а также этому способствовала крайне низкая профессиональная подготовка чинов полиции, пограничной стражи, а отчасти и таможенников.

7 июня 1915 года был принят первый в истории России целевой антинаркотический Закон «О мерах борьбы с опиумокурением».

После Октябрьской революции наша страна столкнулась с необходимостью устранения многих негативных явлений прошлого, в том числе наркомании, связанных с ней преступлений, но несмотря на принятие ряда законодательных актов и жесткие меры правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков и их злоупотреблению, достичь заметных успехов в преодолении этого явления в первые годы становления советского государства не удалось, более того, заметно возросло злоупотребление кокаином, гашишем и некоторыми другими наркотиками.

Владельцы фармацевтических предприятий по производству и сбыту наркотических препаратов, не желая мириться с экспроприацией собственности, выбросили на «черный рынок» сотни килограммов одурманивающего зелья, надеясь вызвать насилие и волну массовых беспорядков в стране.

«Хрущевская оттепель» и последовавшие за ней годы стагнации охарактеризовались постепенным ухудшением наркоситуации в стране. Оказалось, что социальная болезнь была на время приглушена, очаги ее были локализованы, но не ликвидированы.

С появлением благоприятных условий она вновь стала распространяться и приобретать опасные формы.

Серьезным фактором распространения наркомании в республиках Средней Азии считался запрет мусульманской догмой потреблять вино, не распространявшийся, однако, на потребление наркотиков, а также наличие очагов бытовой наркомании.

Принимая важность основополагающих положений того периода и их роль в обосновании главного направления в борьбе с преступностью — предупреждения преступности, а также гуманизации законодательства, нельзя не отметить, что они носили строгую идеологическую направленность и не выходили за рамки программы партии.

Поэтому обострение кризисных явлений в экономической, политической и духовной сферах жизни общества и государства стали, на мой взгляд, главной причиной роста наркомании и связанной с ней преступности в 60-е-70-е годы и к сожалению, к концу 80-х и в начале 90-х годов данные негативные тенденции усилились.

Преступный оборот наркотических средств

Обязательства по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также установление ответственности за действия в сфере незаконного оборота для Российской Федерации вытекают из её участия в международных договорах по данным вопросам (например, Женевская конвенция «О запрещении незаконной торговли наркотическими средствами» 1935 года, Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года со всеми внесенными в нее поправками, Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года).

На сегодняшний день в РФ действует новый Федеральный Закон № 3 “О наркотических средствах и психотропных веществах”, принятый 8 января 1998 года.

Принятие данного закона положило конец дискуссиям о возможной легализации наркотиков, и наоборот усилило борьбу с нелегальным оборотом наркотиков, была введена государственная монополия на культивирование, производство, экспорт-импорт наркотических веществ, лицензирование всех видов деятельности, связанных с их производством, и запрещено выращивание опийного мака и кокаинового куста, а культивация конопли разрешена только по специальной лицензии. Закон определяет порядок использования наркотических средств в медицинских целях с одновременным запретом на использование их частными врачами.

Устанавливается уголовная и административная ответственность за нарушения, и предусматриваются меры по противодействию незаконному обороту наркотиков. Лица, совершившие тяжкие преступления, связанные с наркотиками, подпадают под особый контроль и наблюдение со стороны органов внутренних дел.

Особенно хотелось бы отметить 46 статью этого закона. Она запрещает пропаганду и рекламу наркотиков.

Последние трактуется как “деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовлении и использовании…

наркотических средств, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или осуществление иных действий в этих целях”.

Наряду с этими правонарушениями Закон запрещает любую деятельность, направленную на распространение сведений о способах (методах) разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Исключается распространение этих сведений в книжной продукции, через средства массовой информации и компьютерные сети.

Реклама наркотиков, используемых в медицине, допускается в ограниченных количествах. Это распространяется на определенные группы наркотиков, о именно, включенные в списки № 2 и № 3 Перечня, сведения о которых могут публиковаться лишь в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников.

В современных условиях СМИ – это тот самый источник информации, который способен донести до сознания простых обывателей всю остроту проблемы наркомании и незаконного оборота данных средств, и помочь убедиться в принятии конкретных государственных мер по стабилизации сложившейся ситуации. Напротив же, криминальные наркодельцы стали использовать информацию в распространенной ныне сети Интернет, где все более широко распространяются оперативные руководства по изготовлению наркотиков. Опубликованные в ряде изданий материалы зачастую содержат не общественно значимую информацию, а, наоборот, повышающую интерес к наркотикам. Необходимо понять, что свобода слова не может оставаться неограниченной, если она противоречит другим основополагающим ценностям и правилам, какими являются здоровье и генофонд нации.

С учетом сказанного для практической реализации норм закона, в настоящее время введена административная ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Данная статья влечет наложение штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц.

Кроме запрета на пропаганду либо незаконной рекламы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в нашей стране восстановили запрет на потребление наркотических средств без разрешения врача, которое существовало ранее в России.

Кроме Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах”, который ввёл данный запрет, новым кодексом об административных правонарушениях запрещается потребление наркотиков без назначения врача.

Нововведением стало то, что данное правонарушение теперь влечёт административную ответственность.

Причём сделано примечание “лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с употреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.

В настоящее время наркотические средства уже стали достаточно доступным товаром, их, как табачные и винно-водочные изделия, легко можно приобрести на дискотеках, в видео-салонах и других местах массового развлечения, поэтому, как никогда раньше, данный запрет может оказать существенное предупредительное воздействие на значительные слои населения.

Источник: http://works.doklad.ru/view/JW6MscaFRPY.html

Изучение деятельности преступных организаций

Наркобизнес является сегодня не только одним из наиболее доходных видов деятельности организованных преступных групп, но и все чаще становится источником основного дохода отдельных категорий граждан, проживающих в регионах со сложной социально-экономической обстановкой, а также лиц из числа нелегальных мигрантов, прибывающих в Россию из сопредельных стран, прежде всего стран Центральной Азии. Преступная деятельность этнических наркогруппировок из стран СНГ все больше сосредотачивается не только в крупных городах и экономически развитых районах, но и в весьма отдаленных от центра регионах страны. Оставаясь питательной средой для теневой экономики, наркоторговля интенсивно используется в деятельности международных экстремистских и террористических группировок как источник денежных средств.

Криминальные наркосообщества в России отличаются строжайшей конспирацией, жесткой иерархией, межрегиональным и международным диапазоном операций, коррумпированными связями и структурами собственной безопасности. Деятельность подобных сетей создает угрозу конституционным основам государства, политической, экономической и общественной стабильности.

В России организованная преступность расцвела на волне политических и социально-экономических переустройств. В 1989 году, по данным правоохранительных органов, было учтено 485 организованных преступных групп, а в 1995 году в стране их значилось уже 8222 (рост — в 17 раз!).

Ежегодный рост преступности в мире составляет 5%, а население возрастает на 1%. По прогнозам специалистов ежегодно в мире регистрируется порядка 450 миллионов преступлений.

Наиболее тяжкие – убийства, разбои, грабежи, незаконный оборот наркотиков и оружия, отмывание «грязных» денег.1

По мнению специалистов МВД РФ (ГУЭП)2, организованная преступность в 1997— 1998 гг.

располагала оборотным капиталом примерно в 60 — 70 триллионов рублей, причем около 4 триллионов было похищено по поддельным банковским документам (ранее это были поддельные авизо, потом векселя, сертификаты и другие финансовые документы).

Составной частью теневой экономики является нелегальная (криминальная) деятельность — наркобизнес, незаконные производство и торговля оружием, производство фальсифицированных товаров, торговля детьми и другие виды преступного промысла.

Рядом с терроризмом идет преступный наркобизнес, финансовые средства от которого идут на подпитку террористических организаций.

По данным МВД России, примерно 40 тысяч российских коммерческих и промышленных предприятий находятся под контролем организованной преступности. В 1996 году действовало 8 тысяч преступных группировок, из них 200 банд представляли собой транснациональные конгломераты.

В отличие от правительств и правоохранительных структур, функционирующих в рамках национальных законодательств, для криминальных сообществ барьеров не существует, «мозговые» штабы транснациональных преступных организаций в своих действиях нередко оказываются более изощрены и консолидированы.

По данным ФСКН России, ныне в России существует свыше 950 наркогруппировок, контролирующих этот преступный рынок. Более 330 из них сформированы по этническому признаку, располагают широкими, в том числе родственными связями вне России.

Ими организованы стабильные и защищенные каналы для поставок крупных партий наркотических средств. Известна практика привлечения наркодилерами к своей противоправной деятельности сотрудников правоохранительных органов и властных структур.

При их участии зачастую прикрываются каналы поставок, добывается упреждающая информация, вырабатываются системы противодействия закону.

Наркодилеры хорошо осведомлены о методах и способах оперативно-розыскной деятельности, активно используют в своих преступных целях пробелы в действующем законодательстве, специальную технику и спецсредства. Для участия в противоправных операциях нередко привлекаются высококвалифицированные юристы, экономисты, банковские работники.3

Так, в Москве была выявлена группировка, созданная для контрабандных поставок в нашу страну крупных партий синтетических наркотиков; в сообщество входили граждане Польши и России.

Для беспрепятственной пересылки и перевозки денег, вырученных от продажи наркотиков, в Польшу и Голландию российские участники этой преступной организации использовали разные способы.

В частности, они за взятку получали в филиалах некоторых коммерческих банков разрешения на вывоз валюты и квитанции о приеме валютных средств для дальнейшего перевода их за границу. Вознаграждение сотрудников банков составляло от 5 до 10% фигурируемых сумм.

Поставляя в Москву героин из Индии и кокаин из Бразилии, преступники переводили вырученные от реализации наркотиков деньги через филиал международной компании «Вестерн Юнион».4

В последние годы торговля наркотиками приобрела ряд новых черт. Так, наряду с крупными криминальными организациями, хорошо известными на международном рынке незаконного оборота наркотиков, которые давно нацелены на Россию, все чаще стали появляться средние и даже мелкие. Они занимаются транспортировкой небольших, но очень многочисленных партий наркотических средств.

Сегодня 1 кг героина до афганско-среднеазиатской границы стоит 1 тыс. долларов; на этой стороне реки Пяндж цена возрастает вдвое; в столице Сибири она достигает 10 тысяч долларов, а в Москве – 25 тысяч «зеленых».

По данным Всемирной таможенной организации, такие небольшие партии в конечном итоге проникают дальше, чем крупные, и отследить и пресечь такие контрабандные поставки удается лишь на уровне 7-10%.

Именно поэтому Президент Российской Федерации в 2003 году в своем послании Федеральному собранию сказал, что «в современном мире отношения между государствами в значительной степени определяются существованием серьезных – мирового масштаба – реальных и потенциальных угроз… В непосредственной близости от нас есть немало источников возникновения реальных, а не мнимых угроз – терроризма, транснациональной преступности, наркоинтервенции».

В 2004 году из 150096 наркопреступлений было выявлено 11276 (7,51%) преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, организованной преступной группой или преступным сообществом (организацией), 79902 – связанных со сбытом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. За 10 месяцев 2005 эти цифры составили 146693 преступления, 13265 (9,04%) и 91535 соответственно.

Идет наращивание результатов противодействия организованным преступным организациям по всем направлениям, в том числе по линии выявления преступлений, связанных:

— с контрабандой наркотиков (ст. 188 УК РФ): в 2004 году – 304 факта, за 10 месяцев 2005 года – 349 фактов;

Источник: https://refdb.ru/look/2864831.html

Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228 УК РФ).

Объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность здоровья населения.

Предмет преступления: наркотические средства; психотропные вещества; аналоги наркотических средств и психотропных веществ.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 228 УК РФ, характеризуется совершением одного из следующих действий: незаконное приобретение наркотических средств, психотропных веществ их аналогов; перевозка; изготовление; переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

В случаях когда лицо незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, размеры которых в отдельности не превышают указанный в списках крупный размер таких средств или веществ, содеянное при наличии к тому оснований может влечь административную ответственность (ст. 6.8 КоАП РФ).

Незаконным приобретением без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов надлежит считать их получение любым способом, в том числе покупку, получение в дар, а также в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (в том числе на землях сельскохозяйственных и иных предприятий, а также на земельных участках граждан, если эти растения не высевались и не выращивались), сбор остатков находящихся на неохраняемых полях посевов указанных растений после завершения их уборки.

Под незаконной перевозкой следует понимать умышленные действия лица, которое перемещает без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспорта или какого-либо объекта, применяемого в виде перевозочного средства, а также в нарушение общего порядка перевозки указанных средств и веществ, установленного ст. 21 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

При этом следует иметь в виду, что незаконная перевозка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов может быть осуществлена с их сокрытием, в том числе в специально оборудованных тайниках в транспортном средстве, багаже, одежде, а также в полостях тела человека или животного и т.п.

Под незаконным хранением без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением этими средствами или веществами, в том числе для личного потребления (содержание при себе, в помещении, тайнике и других местах). При этом не имеет значения, в течение какого времени лицо незаконно хранило наркотическое средство, психотропное вещество или их аналоги.

Под незаконным изготовлением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, в результате которых из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ получено одно или несколько готовых к использованию и потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Под незаконной переработкой без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия по рафинированию (очистке от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо повышению в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества, а также смешиванию с другими фармакологическими активными веществами с целью повышения их активности или усиления действия на организм.

Измельчение, высушивание или растирание наркотикосодержащих растений, растворение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов водой без дополнительной обработки в виде выпаривания, рафинирования, возгонки и т.п., в результате которых не меняется химическая структура вещества, не могут рассматриваться как изготовление или переработка наркотических средств.

Для правильного решения вопроса о наличии или отсутствии в действиях лица такого признака преступления, как изготовление либо переработка наркотического средства, психотропного вещества или их аналогов, суды в необходимых случаях должны располагать заключением эксперта о виде полученного средства или вещества, его названии, способе изготовления или переработки либо иными доказательствами.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно совершает деяния, предусмотренные в ч. 1 ст. 228 УК РФ, и желает их совершить, не ставя перед собой при этом цели сбыта.

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 228 УК РФ предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные в особо крупном размере.

Источник: http://legalquest.ru/ugolovnoe-pravo/prestupleniya-svyazannye-s-nezakonnym-oborotom-narkotikov-i-psixotropnyx-veshhestv.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть