Возбуждение уголовного дела

Возбуждение уголовного дела

Возбуждение уголовного делаСтадия возбуждения уголовного дела занимает в досудебном производстве особое место.

На данном этапе уполномоченным на то органам и должностным лицам надлежит проанализировать информацию о преступлении и принять процессуальное решение о начале предварительного расследования либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начинается стадия с момента получения и регистрации информации о преступлении, а завершается вынесением следователем, дознавателем или прокурором соответствующего постановления.

Возбуждение уголовного дела представляет собой строго регламентированную УПК РФ процессуальную деятельность уполномоченных субъектов как до вынесения постановления о возбуждении дела (об отказе в возбуждении), так и после (например, передача постановления надзирающему прокурору). Более того, рассматриваемая стадия не всегда заканчивается вынесением одноименного постановления. Возможны и другие варианты (ст. 145 УПК РФ), включая передачу сообщения о преступлении в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145).

Но главным, безусловно, является установление повода и основания для возбуждения уголовного дела. Их отсутствие делает невозможным в дальнейшем использование уголовно-процессуальных средств доказывания и применение предусмотренных УПК мер процессуального принуждения.

Если же при наличии повода для возбуждения дела (например, поступило соответствующее заявление потерпевшего или очевидца) дознаватель, следователь или прокурор не усматривают признаков преступления, они вправе произвести предварительную проверку, т.е. совершить ряд действий, направленных на установление признаков преступления. На практике такая проверка обычно представляет собой истребование информации из учреждений и организаций, получение объяснений от очевидцев и т.п.

Момент возбуждения уголовного дела — это своего рода рубеж между «непроцессуальной» (за исключением единственно допустимого по закону следственного действия — осмотра места происшествия) деятельностью по установлению поводов и оснований к возбуждению дела и проводимыми сразу после вынесения постановления неотложными следственными действиями. Однако нельзя забывать и то, что деятельность компетентных органов и должностных лиц с момента получения сообщения о преступлении до вынесения соответствующего постановления тоже должна соответствовать закону.

В противном случае полученные на данном этапе сведения могут оказаться бесполезными, утратят доказательственное значение. Так, проверяя информацию о получении взятки судьей, сотрудники МВД нарушили установленный Законом об оперативно-розыскной деятельности порядок проведения оперативных мероприятий в отношении судьи, что не позволило в последующем использовать в качестве доказательства видеозапись получения незаконного вознаграждения.

Закон (ч. 1 ст. 140 УПК РФ) называет следующие поводы для возбуждения дела: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Последний из названных поводов облекается в форму рапорта об обнаружении преступления. Таким образом, УПК требует, чтобы документально информация о преступлении облекалась в строгую процессуальную форму: заявление о преступлении (ст. 141 УПК); явка с повинной (ст.142 УПК); рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК).

Заявление — это адресованное уполномоченным на возбуждение уголовного дела органам (должностным лицам) официальное (т.е. с соблюдением всех правил и формальностей) обращение, содержащее информацию о совершенном или готовящемся преступлении.

Если же, например, такое обращение адресовано в газету, где и опубликовано, то в уголовном процессе оно уже будет иметь статус не заявления, а сообщения из иных источников.

Заявление может быть письменным или устным, но во втором случае составляется протокол, который, как и простое заявление, должен содержать данные о заявителе и его подпись.

Иногда от имени заявителя и по его поручению в правоохранительные органы обращается представитель. Полномочия такого представителя должны соответствующим образом подтверждаться прилагаемыми документами.

Если же заявление анонимно, т.е. не содержит сведений о фамилии и месте жительства заявителя либо содержит ложные данные о заявителе, то оно не является поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК).

Оно обычно остается без рассмотрения, но если в нем сообщено о готовящихся или совершенных преступлениях, то информацию правоохранительные органы могут использовать в оперативных целях.

Однако поводом для возбуждения дела будет уже не анонимная информация, а рапорт об обнаружении признаков преступления.

Кстати, рапортом принявшего или проверившего лица оформляется также информация, полученная от заявителя, не имеющего удостоверяющих личность документов, или от заявителя, который не может лично присутствовать при составлении протокола заявления (ч. 5 ст. 141 УПК РФ).

Принявшее заявление лицо выдает об этом заявителю соответствующий документ с указанием даты и времени принятия, а также данных о лице, принявшем заявление. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован в установленном УПК порядке (ч. 5 ст. 144 УПК).

Заявление о совершаемом или подготавливаемом преступлении может быть сделано не только специально для этого обратившимся гражданином, но и участником следственного действия либо судебного разбирательства. В этом случае информация изначально фиксируется в протоколе следственного действия.

Явка с повинной — это повод для возбуждения уголовного дела, представляющий собой разновидность заявления о преступлении, когда о содеянном добровольно сообщает сам человек, совершивший уголовно наказуемое деяние. Оформляется явка с повинной по вышеописанным правилам приема письменных и устных заявлений.

Между тем предусмотренную ст. 142 УПК РФ в качестве повода к возбуждению уголовного дела явку с повинной на практике часто путают с уголовно-правовым обстоятельством, смягчающим наказание.

В УПК речь идет о таком заявлении, которое поступило не просто до возбуждения дела, но и само явилось поводом для возбуждения уголовного дела.

В уголовно-правовом же значении явка с повинной понимается шире, включая в себя и повод для возбуждения дела, и «чистосердечное признание», и любое письменное заявление подозреваемого или обвиняемого, в котором они излагают обстоятельства совершенного преступления.

Любая иная информация о совершенном или готовящемся преступлении может рассматриваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела с того момента, как будет получена компетентным должностным лицом и облечена в форму рапорта об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК).

Такими лицами помимо дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора могут быть сотрудники органа дознания, наделенные определенными полномочиями по приему и регистрации информации, по осуществлению оперативных или розыскных мер и др. При определенных условиях (ч. 3 ст.40 УПК) функции дознания возлагаются также на лиц, не являющихся сотрудниками правоохранительного органа.

Являясь поводом к возбуждению уголовного дела, рапорт составляется по фактам обнаружения следов преступления. Причем этому может (а в некоторых случаях должна обязательно) предшествовать определенная проверочная работа. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ проверяющие информацию о преступлении субъекты вправе требовать производства документальных проверок и ревизий.

С учетом результатов таких мероприятий и будет составлен рапорт — повод для возбуждения дела.

Именно рапорт служит поводом для возбуждения уголовного дела по сведениям о преступлении, распространенным в средствах массовой информации (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ). Однако порядок рассмотрения такого рода сообщения о преступлении специфичен.

Так, инициатором проверки в данном случае может выступать только прокурор, который поручает ее проведение органу дознания или следователю. При этом надо учитывать, что в непосредственные обязанности прокурора не входит анализ материалов СМИ.

Поэтому их сообщения не рассматриваются в обязательном порядке, если материалы специально не адресованы прокурору, например, почтовым отправлением.

https://www.youtube.com/watch?v=apuLmBiloE4

Основание для возбуждения уголовного дела — это наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Ведь ст. 140 УПК РФ однозначно определяет, что одного лишь повода для возбуждения уголовного дела недостаточно. Поводы (даже если их несколько) только в том случае влекут за собой возбуждение уголовного дела, когда имеется соответствующее основание (ч. 2 ст. 140).

На начальном этапе уголовного судопроизводства не обязательно иметь сведения обо всех элементах состава преступления. Закон определил тот минимум сведений, который необходим и достаточен для возбуждения дела.

Их должно быть достаточно (признак достаточности) для того, чтобы дать предварительную уголовно-правовую квалификацию содеянному.

Но «достаточности» ни при каких условиях не будет в случае явного существования обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24 УПК РФ).

Итак, закон (ч. 1 ст. 144 УПК РФ) требует от уполномоченных на то лиц принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Получив сообщение, должностные лица начинают действовать в пределах своей компетенции, но окончательное решение должно быть принято в течение трех суток со дня поступления информации.

В исключительных случаях возможно продление срока до 10 суток, для чего следователь (дознаватель) представляет письменное ходатайство с обоснованием надобности и целесообразности продолжения проверки информации.

Если прокурор (начальник следственного отдела, начальник органа дознания) отказывает в продлении срока проверки, решение принимается в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 144, т.е. не позднее трех суток.

Если же следователь (дознаватель) аргументированно обоснует необходимость проведения до вынесения окончательного решения документальных проверок или ревизий, то прокурор вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток.

Такая проверка (иногда называемая доследственной) завершается если не возбуждением уголовного дела, то отказом в этом.

Если проверкой не выявлено оснований к возбуждению уголовного дела, а также при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор, следователь или дознаватель отказывают в возбуждении уголовного дела, о чем выносится мотивированное постановление (ст. 148 УПК).

Это, а равно любое другое решение, принятое по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, может быть обжаловано, о чем уведомляется заявитель.

Прокурор, следователь, дознаватель могут, не возбуждая уголовного дела, направить материалы по подследственности, т.е. передать их в тот орган, к компетенции которого относятся рассмотрение и разрешение поступившего заявления или сообщения о преступлении.

Кроме того, уполномоченными лицами может выноситься постановление о возбуждении уголовного дела, в котором отмечается, что дело направляется прокурору для определения подследственности (ч. 4 ст. 146 УПК).

Принимая решение о передаче сообщения по подследственности, орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор обязаны принять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст.145 УПК), для чего возможно проведение осмотра места происшествия, а также осуществление непроцессуальной деятельности, например охрана следов преступления, выявление очевидцев и т.д.

Порядок возбуждения уголовного дела в первую очередь обусловлен категорией преступления, сообщение о котором рассматривается уполномоченным лицом, т.е. порядком предполагаемого уголовного преследования (ч. 1 ст. 20 УПК).

Уголовное преследование осуществляется в публичном (можно сказать, что это обычный, наиболее распространенный порядок возбуждения уголовного дела), частно-публичном и частном порядке.

Возбуждение уголовного дела публичного обвинения характеризуется тем, что это, при наличии предусмотренных ст. 140 УПК повода и основания, — обязанность должностных лиц правоохранительных органов.

Прокурор, а также с его согласия дознаватель или следователь выносят соответствующее постановление в порядке, предусмотренном ст.146 УПК, а от воли потерпевшего в данном случае практически ничего не зависит.

Между тем в ряде случаев (дела частного и частно-публичного обвинения) УПК предоставляет гражданам возможность по своему усмотрению решать вопрос о необходимости начала уголовного преследования (ст. ст. 147, 318 УПК). Уголовные дела частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20 УПК) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего.

А по делам частного обвинения потерпевший вообще обращается с заявлением непосредственно в суд. Хотя определенные полномочия прокурору и в этом случае даны.

Так, допускается возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения по усмотрению прокурора, если тот считает, что потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам (например, зависимость от обвиняемого) не может защищать свои права и законные интересы (ч. 3 ст. 318 УПК).

Кроме того, следует отметить, что серьезные изменения в порядок возбуждения дел частного обвинения внесло Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2005 г., которое признало не соответствующими Конституции РФ положения ч. 2 и ч. 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, п. 3 ч. 1 ст. 145, ч. 3 ст.318 УПК РФ в той их части, в какой они не обязывают прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя принять по заявлению лица, пострадавшего в результате преступления, предусмотренного ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» или ст. 116 «Побои» УК РФ, меры, направленные на установление личности виновного в этом преступлении и привлечение его к уголовной ответственности.

Процессуальное решение о возбуждении уголовного дела облекается в форму соответствующего постановления.

Оно помимо общих требований к процессуальным документам (полнота, обоснованность, определенность и законность) должно содержать в себе следующие сведения (ч. 2 ст.146 УПК): дата, время и место его вынесения; кем оно вынесено; повод и основание для возбуждения уголовного дела; пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Постановление о возбуждении уголовного дела выносит не только прокурор, но также следователь или дознаватель (орган дознания), но именно прокурору вменяется в обязанность осуществлять надзор за законностью при возбуждении каждого конкретного дела.

Именно им принимается решение о достаточности для начала уголовного преследования собранной (полученной) не только им самим, но и следователем (дознавателем) информации. В положительном случае прокурор соглашается с соответствующим постановлением, полученным от дознавателя (органа дознания) либо следователя.

Уголовное дело считается возбужденным с момента визирования прокурором.

В свою очередь, прокурор обязан незамедлительно рассмотреть представленные материалы, приняв одно из следующих решений: дать согласие на возбуждение уголовного дела; отказать в этом; вынести постановление о возвращении материалов для дополнительной проверки. Срок для такой дополнительной проверки не может превышать 5 суток, по истечении которых принимается одно из предусмотренных ст. 145 УПК РФ решений.

Несколько иначе закон определяет момент возбуждения уголовного дела капитанами судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации. Буквальное толкование ч.4 ст. 146 УПК РФ позволяет утверждать, что дело считается возбужденным сразу после вынесения ими соответствующего постановления. Здесь уже требуется не согласие прокурора, а лишь его уведомление.

Кроме того, предписывается постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передать прокурору при появлении для этого реальной возможности.

С фактом возбуждения уголовного дела закон связывает право компетентных должностных лиц принимать решения, затрагивающие конституционные права и свободы. Поэтому о принятом решении в тот же день информируют заявителя и лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Отказ в возбуждении уголовного дела — это такое процессуальное решение, которое принимается, если имелись поводы для начала уголовного преследования, но не установлено основание для этого.

В возбуждении уголовного дела отказывается при наличии материально-правовых (базируются на тех нормах уголовного права, которые исключают наличие преступления либо возможность привлечения конкретного лица к уголовной ответственности, например лицо не достигло возраста уголовной ответственности) либо процессуальных (обусловлены требованиями УПК, запрещающими при определенных обстоятельствах начинать или продолжать уголовно-процессуальную деятельность, например отсутствие жалобы потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения) оснований.

Частным случаем является отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК (отсутствие состава преступления). Такое решение может приниматься лишь в отношении конкретного лица (ч. 1 ст. 148 УПК).

Когда решение не возбуждать уголовное дело принято по результатам проверки информации, позволявшей заподозрить конкретное лицо или нескольких лиц, одновременно оценивается правомерность поведения распространителя информации (например, наличие признаков заведомо ложного доноса). А в случае недостоверности сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, данное СМИ обязательно публикует информацию об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 3 ст. 148 УПК).

В течение 24 часов с момента вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела копия соответствующего постановления направляется заявителю и прокурору. В свою очередь, прокурор, признав решение незаконным или необоснованным, отменяет его.

При этом он может возбудить уголовное дело сам либо возвратить материал для дополнительной проверки. Однако инициатива отмены постановления может исходить не только от самого прокурора, возможность обжалования отказа в возбуждении уголовного дела предоставлена и другим участникам процесса.

Правом обжалования обладают наряду с заявителем и другие участники уголовного судопроизводства, а также иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы (ст. 123 УПК). Речь идет об установленном ст. 124 и ст.125 УПК порядке обжалования прокурору или в суд, что нельзя расценивать как запрет на обращение с жалобой в иные инстанции.

Исполняет судебные постановления, признающие незаконным или необоснованным отказ в возбуждении уголовного дела (ч. 7 ст.148 УПК), прокурор, который обязан разъяснять заявителю, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность, обусловленные судебным решением, и обеспечивать возможность реализации этих прав.

При наличии в полученных из суда материалах свидетельств о признаках преступления прокурор возбуждает уголовное дело.

Если предусмотренная ст. 146 УПК процедура возбуждения уголовного дела публичного обвинения соблюдена, начинается предварительное расследование (ст. 156 УПК РФ).

Прокурор, сам возбудивший уголовное дело либо получивший его от следователя или дознавателя, после производства ими неотложных следственных действий по делу чужой компетенции, направляет такое дело для производства предварительного расследования. При этом учитываются подследственность (ст. 151 УПК) и предусмотренный ст. 152 УПК порядок определения места производства расследования.

Следователь после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и получения согласия прокурора в соответствии с п. 2 ст. 149 УПК приступает к производству предварительного следствия. В свою очередь, полномочия органа дознания зависят от категории возбужденного в порядке ст.146 УПК уголовного дела. По делам, для которых обязательно производство предварительного следствия, орган дознания в срок не свыше 10 суток (ч. 3 ст. 157 УПК РФ) со дня возбуждения уголовного дела производит неотложные следственные действия и направляет дело прокурору.

После этого орган дознания не вправе производить по данному уголовному делу следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия без специального поручения следователя. При возбуждении уголовного дела своей компетенции (ч. 3 ст.150 УПК) дознаватель указывает в постановлении о принятии его к производству и производит дознание.

Источник: http://MirZnanii.com/a/34194/vozbuzhdenie-ugolovnogo-dela

Порядок возбуждения уголовного дела

При наличии повода и основания дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть и статья Уголовного кодекса РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело (чч. 1, 2 ст. 146 УПК РФ).

По новому УПК РФ, по общему правилу, самостоятельно уголовное дело может возбудить только прокурор. Суд вообще не вправе возбуждать уголовные дела, и это вполне обоснованно, поскольку возбуждение уголовного дела – прерогатива стороны обвинения. Дознаватель, следователь вправе возбудить уголовное дело только с согласия прокурора.

Поэтому постановление дознавателя, следователя о возбуждении уголовного дела по существу хотя и является процессуальным актом, но не имеет юридической силы акта, влекущего за собой возбуждение уголовного дела. Дознаватель, следователь после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не вправе приступить к расследованию.

Стадия возбуждения уголовного дела еще не окончена.

В соответствии с ч.4 ст. 146 УПК РФ постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), – соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно принимает одно из следующих решений:

1) дает согласие на возбуждение уголовного дела. При этом закон не требует от прокурора оформлять решение о даче согласия путем вынесения специального постановления. Значит, можно ограничиться наложением резолюции «согласен» на постановлении дознавателя или следователя.

2) отказывает в даче согласия на возбуждение уголовного дела. В этом случае прокурор должен вынести специальное постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;

3) принимает решение о возвращении материалов для дополнительной проверки.

Как и в первом, в этом случае УПК РФ также не требует от прокурора вынесения специального постановления.

Дополнительная проверка должна быть проведена в срок не более 5 суток. После дополнительной проверки дознаватель на основе первоначальных материалов и материалов дополнительной проверки вновь решает вопрос, возбудить уголовное дело или отказать в возбуждении уголовного дела.

Если дознаватель, следователь приходят к выводу о том, что данных о признаках преступления достаточно, то выносится новое постановление о возбуждении уголовного дела и вместе с материалами направляется прокурору.

Прокурор повторно не вправе возвратить материалы для дополнительной проверки и потому либо должен дать согласие на возбуждение уголовного дела, либо вынести постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела.

Если же, после дачи согласия на возбуждение уголовного дела, изучив в дальнейшем все материалы, прокурор придет к выводу о наличии одного из обстоятельств, указанных в ст. 24 УПК РФ, он своим постановлением прекращает уголовное дело.

По мнению авторов одного из комментариев к УПК РФ, «новый порядок возбуждения уголовных дел призван обеспечить безотлагательную проверку прокурором законности и обоснованности возбуждения уголовного дела с тем, чтобы исключить или, по меньшей мере, снизить возможность злоупотреблений и связанных с ними нарушений прав и свобод граждан на начальном этапе уголовного судопроизводства»[121]. Считаем, что данная позиция недостаточно обоснована и противоречит ранее сложившейся положительной практике возбуждения уголовных дел.

Представляется, что не было никакой необходимости изменять порядок возбуждения уголовных дел.

Практика свидетельствует о том, что гораздо чаще закон нарушается при отказе в возбуждении уголовных дел, чем при их возбуждении.

Если прокурор сочтет, что уголовное дело возбуждено незаконно (а к нему поступают копии постановлений о возбуждении каждого уголовного дела), то он может незамедлительно отменить такое незаконное постановление.

Итак, именно в момент получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела постановление дознавателя, следователя, органа дознания приобретает юридическую силу, с этого момента начинается стадия предварительного расследования, а значит, и исчисляются сроки дознания или предварительного следствия. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Этим лицам предоставлено право обжаловать решение прокурора как вышестоящему прокурору, так и в суд.

Кроме прокурора, по существу самостоятельно, без согласия прокурора вправе при определенных условиях возбудить уголовное дело и начать расследование:

1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч.1 ст. 40 УПК РФ, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и учреждений (ч.3 ст. 40, ч.4 ст. 146 УПК РФ).

При возбуждении уголовного дела указанными выше лицами прокурор незамедлительно уведомляется ими о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

В соответствии со ст. 149 УПК РФ после возбуждения уголовного дела:

1) прокурор направляет уголовное дело для производства предварительного расследования;

2) следователь приступает к производству предварительного следствия;

3) орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело прокурору, а по уголовным делам, по которым предварительное следствие не является обязательным, производит дознание.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела прокурор, следователь или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Часть 1 ст. 148 УПК РФ устанавливает правило, в соответствии с которым отказ в возбуждении уголовного дела по основанию отсутствия в деянии состава преступления допускается только в отношении конкретного лица.

Из этой формулировки не ясно, следует ли все же возбуждать уголовное дело? Конечно, если признаки преступления установлены, но заподозренное лицо к нему непричастно, тогда, возможно, законодатель и прав.

Но чаще всего при отсутствии в деянии состава преступления, нет и признаков преступления, а значит, и нет основания для возбуждения уголовного дела. Поэтому необходимость указанного выше правила вызывает глубокое сомнение.

Источник: http://megaobuchalka.ru/8/47338.html

Общие правила возбуждения уголовного дела

Возбуждение у головного дела осуществляется в определённом порядке. Последний детально регламентирован уголовно-процессуальным законом, в связи с чем он именуется процессуальным.

В дальнейшем под процессуальным порядком возбуждения уголовного дела будем понимать установленный уголовно-процессуальным законом режим осуществления процесса возбуждения уголовного дела, предполагающий совершение компетентным органом или должностным лицом в определённой последовательности системы процессуальных действий, одни из которых являются исходными (первичными), другие производными (вторичными), но лишь в своём единстве приводящие к принятию законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела при наличии предусмотренных законом поводов и достаточных для этого оснований. Сущность этого порядка сводится к необходимости соблюдения органами дознания, следователем, прокурором и судом соответствующих режиму законности технологических правил.

В своем единстве они устанавливают особую технологическую дисциплину процесса возбуждения уголовного дела. Её соблюдение органами и лицами, ведущими процесс, строго обязательно. Только в таком случае возможна трансформация доследственного уголовного процесса в следственный. Несоблюдение названых технологических правил влечёт негативные последствия, как для указанных органов и должностных лиц, так и для иных субъектов уголовно-процессуальной деятельности и даже для уголовного процесса в целом. Последние будут предметом специального анализа. Здесь же рассмотрим общие правила возбуждения уголовного дела, которые, в отличие от специальных правил, являются едиными для всех органов и должностных лиц, правомочных принимать такого рода решения в доследственнном уголовном процессе.

Какие это правила? Их десять.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО. Принять решение о возбуждении уголовного дела, равно как и отказать в принятии такого решения может только надлежащий субъект.

Об этом следует всегда помнить, поскольку к приёму, регистрации, проврке и разрешению заявлений, сообщений, иной информации о преступлении имеет отношение большое количество аттестованных работников органов внутренних дел, службы безопасности, таможенной службы, пограничных войск, органов государственной охраны, налоговой милиции и других органов дознания, однако лишь некоторые из них имеют право принимать решение о возбуждении уголовного дела.

Об этом следует всегда помнить, поскольку на практике имеются случаи, когда к принятию названных решений допускаются стажёры, практиканты, помощники следователя, иные лица, не занимающие должности, дающие им право принимать решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. В соответствии с ч. II ст.97 УПК принимать такие решения правомочны прокурор, следователь, орган дознания, единолично действующий судья или коллегиально действующий суд. Это исчерпывающий, хотя и не очень чёткий, перечень органов и должностных лиц, которым принадлежит исключительное право возбуждать уголовные дела или принимать решения об отказе в этом.

Внося в него необходимые уточнения укажем, что к надлежащим субъектам данного вида деятельности относятся все должностные лица органов прокуратуры, которые в соответствии со ст.55 Закона “О прокуратуре” считаются прокурорами; следователи всех ведомств, имеющих в своей структуре следственные аппараты (МВД, Службы безопасности, прокуратуры); судьи территориальных и специальных судов (кроме судей Конституционного суда Украины, в чьи функции не входит отправление правосудия по уголовным делам). И это понятно.

Но в особом уточнении нуждается перечень тех должностных лиц, которые находятся на службе в соответствующих органах дознания. Система этих органов общеизвестна. Функциональное назначение каждого органа, входящего в названную систему определено Законом (ст. 101 УПК).

Не определён в законе лишь перечень тех должностных лиц, которые вправе осуществлять дознание, а, значит, и принимать решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Такие оперативные ра-ботники названных органов именуются лицами, производящими дознание или дознавателями. Выделяются они для этой деятельности в каждом из ведомств в особом правовом порядке.

Многообразие таких ведомств не позволяет в одной работе дать характеристику допуска к работе дознавателем в каждом из существующих органов дознания. Для иллюстрации рассмотрим данный вопрос применительно к организации дознания в органах Министерства внутренних дел.

Иллюстрация специфики решения названного вопроса на примере данного Министерства уместна не только потому, что речь идёт об основном органе дознания страны, накопившего колоссальный опыт в этой сфере деятельности, но и в связи с тем, что в данном министерстве разработана новая и, пожалуй, самая совершенная нормативная база обеспечения надлежащей организации дознания, которая может заинтересовать и другие ведомства, осуществляющие в соответствии с законом функцию дознания.

Система названных нормативных документов внедрена в практику МВД Украины приказом Министра № 880 от 29 декабря 1996 г. “О необходимых мерах по совершенствованию структуры и организации деятельности штатных подразделений дознания органов внутренних дел Украины”. В соответствии с этим приказом во всех органах МВД (от райгорорганов до центрального аппарата Министерства внутренних дел) созданы штатные подразделения дознания.

Их деятельность регламентируется соответственно “Положением о штатных подразделениях дознания в органах внутренних дел Украины”, “Положением об отделе дознания МВД Украины”, “Типовым положением об отделе (отделении) дознания ГУМВД Украины в Крыму, г. Киеве и Киевской области, УМВД Украины в областях, г. Севастополе и на транспорте”, “Типовыми функциональными обязанностями сотрудников отдела (отделения) дознания ГУМВД Украины в Крыму, г Киеве и Киевской области, УМВД Украины в областях, г. Севастополе и на транспорте”, а также “Инструкцией об организации деятельности штатных подразделений дознания в системе МВД Украины и взаимодействии их с другими службами органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений”.

В соответствии с названными нормативными актами дознавателями а, значит, и надлежащими субъектами правомочными принимать решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом, являются лица, назначенные на одну из должностей штатного подразделения дознания как в УМВД соответствующей области, так и в городских, районных и линейных органах внутренних дел.

Помимо названных лиц функцию дознавателя выполняют оперативные работники соответствующих отраслевых служб горрайлинорганов.

Последние допускаются к этой работе приказом руководителя той или иной службы и также должны считаться надлежащими субъектами правомочными принимать решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

Другие лица таковыми не являются, а, значит, и не вправе принимать по заявлениям и сообщениям указанные решения.

Всё изложенное со всей определённостью подтверждает вывод о том, что принимать решение о возбуждении уголовного дела, равно как и об отказе в этом, могут лишь специально уполномоченные на это органы и их должностные лица.

Более того, даже те должностные лица, которые допущены к разрешению заявлений и сообщений о преступлениях вправе принимать указанные решения только в пределах своей компетенции.

Это означает, что если законодатель предоставил право возбуждать уголовные дела по отдельным преступным актам только, например, прокурору или суду, то принять такое решение в связи с совершением данных видов преступлений не может ни одно другое должностное лицо.

Такая компетенция именуется исключительной, и она будет предметом специального анализа в следующем параграфе данной главы. Здесь же для иллюстрации факта реального существования в уголовном процессе исключительной компетенции на принятие рассматриваемого вида решения укажу в качестве примера, что в соответствии с ч 4 ст.27 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» «уголовное дело в отношении народного депутата Украины может быть возбуждено только Генеральным прокурором Украины». Следовательно, ни одно другое лицо данного ведомства, в том числе и Заместитель Генерального прокурора Украины, принять указанное решение против народного депутата Украины не может.

То же самое следует сказать и о полномочиях соответствующих прокуроров на возбуждение уголовного дела против адвоката, совершившего преступление «в связи с оказанием юридической помощи гражданам и организациям» В соответствии с частью 4 ст. 10 Закона Украины «Об адвокатуре», принятого Верховным Советом Украины 19 декабря 1992 г., при совершении преступления в указанной сфере «уголовное дело против адвоката может быть возбуждено только Генеральным прокурором Украины, его заместителями, прокурорами Республики Крым, областей, города Киева».

Следовательно, прокуроры других уровней, тех городов и районов принимать решения о возбуждении уголовного дела против адвокатов в рассмотренном случае не имеют права.

В связи с изложенным следует обратить внимание на то, что решения о возбуждении уголовного дела, принятые ненадлежащими субъектами, также должны оцениваться как ненадлежащие, те , незаконные, а полученные в итоге такой деятельности результаты признаваться ничтожными.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО. Решение о возбуждении уголовного дела может быть принято только при наличии предусмотренных Законом поводов и достаточных для этого оснований.

Последние уже были предметом самостоятельного исследования Здесь же подчеркнем, что указанные поводы должны быть законными, т е предусмотрены законом, как самостоятельный, индивидуально определенный вид источника информации о совершен ном преступлении и, к тому же, отвечать требованиям закона, как по форме, так и по содержанию Что касается оснований к возбуждению уголовного дела, то они должны быть достоверными, а принимаемое на их основе решение истинным.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО. Решение о возбуждении уголовного дела может быть принято лишь при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу.

Исчерпывающий перечень таких обстоятельств изложен в законе (ст 6 УПК) Они были предметом самостоятельного исследования во многих монографических работах, учебных и методических пособиях.

Их подробный анализ содержится в самых разнообразных комментариях к УПК3, в связи с чем здесь они не рассматриваются.

ЧЕТВЁРТОЕ ПРАВИЛО. Решение о возбуждении уголовного дела может (и должно) быть принято только на основе тщательно проверенных фактических данных.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_1316_chapter_29_1._Obshhie_pravila_vozbuzhdenija_ugolovnogo_dela.html

Возбуждение уголовного производства

Понятие, сущность, значение и задачи стадии возбуждения уголовного производства.

Решения, применяемые на этой стадии  Возбуждение уголовного производства — первая и самостоятельная стадия уголовного процесса, призванная обеспечить законное и обоснованное принятие решения по поступившей информации о совершенном или готовящемся преступлении.

Сущность данной стадии заключается в том, что орган дознания, следователь и прокурор, установив в событии, о котором им стало известно, признаки преступления, принимают решение начать уголовное производство.

В случае же их отсутствия, а равно при наличии обязательств, исключающих уголовное производство, принимается решение об отказе в его возбуждении.

Значение данной стадии заключается в том, что она отделяет непроцессуальную деятельность по обнаружению преступлений от процессуальной и служит формальным основанием для начала производства следственных действий и применения мер уголовно-процессуального принуждения.  Эта стадия служит выполнению общих задач уголовного процесса, указанных в ст. 2 УПК, но, кроме того, имеет и самостоятельную задачу — разрешение вопроса о возбуждении уголовного производства.  Выделяют четыре вида решений в данной стадии:  — о возбуждении уголовного дела;  — о проведении предварительной проверки материалов в порядке ст. 109 УПК;  — об отказе в возбуждении уголовного дела;

— о направлении заявления или сообщения без возбуждения уголовного дела по подследственности или подсудности.

Поводы и основания к возбуждению уголовного производства  Поводы к возбуждению уголовного производства — это установленные законом источники, из которых правоохранительные органы получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении и которые обязывают их принять законное процессуальное решение.

Поводами к возбуждению уголовного производства являются:

  • заявления и письма граждан;
  • сообщения профсоюзных и других общественных организаций и объединений;
  • сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц;
  • статьи, заметки и письма, опубликованные в печати;
  •  явка с повинной;
  • непосредственное обнаружение органом дознания, следователем или прокурором признаков преступления.

Основание к возбуждению уголовного производства — наличие фактических данных, указывающих на совершенное или готовящееся преступление.  В соответствии с ч. 2 ст. 108 УПК «дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления».  Основание к возбуждению уголовного производства включает в себя два необходимых элемента: критерий факта и критерий права.

Критерий факта заключается в том, что компетентные органы и должностные лица должны располагать достаточными фактическими данными о том, что событие действительно имело место в реальной действительности.  Критерий права означает, что должны быть собраны фактические данные, указывающие на то, что происшедшее событие содержит признаки конкретного преступления, предусмотренного уголовным законом.  Нужно учитывать, что установление всех признаков, характеризующих все элементы состава преступления, не входят в задачу предварительной проверки. Достаточно установить такие факты, которые, несомненно, указывали бы на общественную опасность деяния и его противозаконный характер.

При решении вопроса о возбуждении уголовного производства с точки зрения достаточности данных, как правило, компетентные органы и должностные лица не обязательно должны знать, кто совершил преступление, какова форма вины. Важно иметь достаточные данные, указывающие на то, что действительно имело место общественно опасное деяние.

Основания, сроки, задачи и методы предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях  Основанием для проведения предварительной проверки служит поступившая информация о совершенном или готовящемся противоправном деянии, но этой информации недостаточно для принятия обоснованного решения о возбуждении уголовного производства.  Общий срок предварительной проверки — 3 суток. В исключительных случаях — не более 10 суток. Под исключительными случаями следует понимать обстоятельства, которые в силу объективных причин препятствуют возможности окончании проверки в общий срок (например, когда врач может окончательно определить степень тяжести полученных потерпевшим повреждений не ранее, чем через неделю и т. п.).  Продление данного срока не допускается.  Задачей предварительной проверки является установление наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного производства.

Способы (методы) предварительной проверки:

  • получение объяснений от граждан и должностных лиц;
  • истребование необходимых материалов и документов от организаций и граждан;
  • проведение ревизий, инвентаризаций и документальных проверок;
  • получение доказательств от граждан, должностных лиц, учреждений и организаций;
  • проведение исследований;
  • осмотр места происшествия (единственное следственное действие, разрешенное законом до возбуждения уголовного производства!.)

Кроме того, органы дознания, осуществляющие ОРД, могут проводить в ходе проверки оснований к возбуждению уголовного производства оперативно-розыскные мероприятия.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного производства  При наличии повода и основания к возбуждению уголовного производства прокурор, следователь, орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело.

Однако нужно иметь в виду, что в принципе УПК позволяет органу дознания и следователю возбудить любое уголовное дело (даже вне рамок их компетенции) для производства неотложных следственных действий.  О возбуждении уголовного производства прокурор, следователь и орган дознания выносят постановление.

В соответствии со ст.115 УПК после вынесения постановления о возбуждении уголовного производства:

  • прокурор направляет дело для производства предварительного следствия или дознания;
  • следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания — к производству дознания;
  • судья направляет дело для производства предварительного следствия или дознания либо принимает к рассмотрению его судом.

Если уголовное дело возбуждается должностным лицом, которое будет вести расследование, то выносится одно постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству (ст. 129 УПК).  Копия постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного органом дознания или следователем, должна быть немедленно направлена прокурору.  Отсутствие сведений о лице, совершившем преступление, не препятствует возбуждению уголовного дела.

В связи с этим по общему правилу уголовное дело возбуждается по факту преступления, а не в отношении определенного лица. Однако по ряду категорий уголовных дел вопрос о возбуждении уголовного дела может решаться лишь в отношении конкретного лица (например, при возбуждении дела о дезертирстве, даче заведомо ложных показаний).  Если в период предварительного расследования будет установлено, что лицо, в отношении которого возбуждается дело, совершило еще несколько преступлений, в том числе при участии других лиц, то вынесения постановления о возбуждении уголовного дела по каждому преступлению и в отношении соучастников не требуется.

Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.

Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного производства. Обстоятельства, исключающие уголовное производство  В случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор, следователь, орган дознания и судья отказывают в возбуждении уголовного производства.

Если в полученном заявлении или сообщении имеются данные об административном или дисциплинарном проступке либо ином нарушении общественного порядка и установленных правил общежития, прокурор, следователь, орган дознания, судья вправе направить поступившее заявление или сообщение на рассмотрение общественной организации, трудовому коллективу или передать полученный материал на разрешение в административном или дисциплинарном порядке.

Об отказе в возбуждении уголовного производства выносится мотивированное постановление, о чем уведомляется лицо, предприятие, учреждение или общественная организация, от которых поступило заявление или сообщение, и разъясняется им право на обжалование этого постановления.  Отказ в возбуждении уголовного производства может быть обжалован заявителем, соответственно, надлежащему прокурору или в вышестоящий суд (ст. 113 УПК).

Обстоятельства, исключающие уголовное производство:

  • за отсутствием события преступления;
  • за отсутствием в деянии состава преступления;
  • за истечением сроков давности;
  • вследствие акта амнистии, если он устраняет наказания за совершенное деяние, а также ввиду помилования отдельных лиц;
  • в отношении лица, не достигшего к моменту совершения общественно опасного деяния возраста, по достижении которого, согласно закону, возможна уголовная ответственность;
  • за примирением потерпевшего с обвиняемым по делам, возбуждаемым не иначе как по жалобам потерпевших, кроме случаев, предусмотренных ст. 27 УПК;
  • за отсутствием жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его жалобе, кроме случаев, предусмотренных частью третьей ст. 27 УПК, когда прокурору предоставлено право возбуждать дело и при отсутствии жалобы потерпевшего;
  • в отношении умершего, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или возобновления дела в отношении других лиц по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию;
  • в отношении лица, о котором имеется неотмененное постановление органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению, кроме случаев, когда необходимость возбуждения дела признана судом, в производстве которого находится уголовное дело;
  • в отношении священнослужителя за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, известным ему из исповеди.

Уголовное производство подлежит прекращению по основаниям, указанным в п. 5 ч. 1 ст. 5 УПК, также и в отношении несовершеннолетнего, который достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Уголовное производство не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению за отсутствием в деянии состава преступления до вступления приговора в законную силу также и в случае, когда преступность и наказуемость этого деяния были устранены уголовным законом, вступившим в силу после совершения этого деяния (ст. 5 УПК).  Прекращение дела по основаниям, указанным в п. п. 3 и 4 ст. 5 УПК, не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В этом случае производство по делу продолжается в обычном порядке.

Перечень этих обстоятельств исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

Источник: http://txtb.ru/30/9.html

Право-в.РФ
Добавить комментарий