8(800)350-83-64

Ненормативный правовой акт

Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов

ненормативный правовой акт

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц довольно многочисленны в практике арбитражных судов. Ненормативный правовой рассчитан на однократное применение в отношении конкретного лица.

В качестве примера к данной категории дел можно отнести споры о признании недействительными решений налоговых, финансовых, таможенных, антимонопольных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления о привлечении к ответственности организаций (предпринимателей) за нарушение соответствующего законодательства, о выделении (об изъятии) земельных участков и т.д.

Понятие ненормативного правового акта

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, нарушающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, предусмотренными гл. 24 АПК РФ.

По данной категории споров законодателем предусмотрены различные понятия: ненормативный правовой акт и решение государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа.

Ненормативный правовой акт – это строго формализованный документ, который составляется по утвержденной форме (например: решение налогового органа о привлечении к ответственности; предписание антимонопольного органа; уведомление органа федерального казначейства и т.д.).

Если характеризовать понятие «решение», то в этом случае ненормативный акт может быть выражен не только в виде отдельного документа. Он может заключаться в резолюции на документе, в письме или выражаться в иной форме.

Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения. Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставлении земельного участка и т.п.

Ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта. Ненормативный правовой акт может незаконно возлагать какие-либо обязанности либо создавать препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правила подачи заявления

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными обладают:

  • граждане;
  • организации;
  • прокурор;
  • государственные органы;
  • органы местного самоуправления;
  • иные органы, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

В заявлении должно быть изложено требование о признании недействительным ненормативного правового акта или о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц. Заявление подается с соблюдением правил подсудности, установленных ст. 35, п. 6 ст. 38 АПК РФ.

Прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы могут обратиться по данной категории дел в защиту интересов других лиц.

Заявление о признании недействительным ненормативного акта, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение не отнесено к компетенции других судов. Граждане, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, могут обратиться в арбитражный суд по данной категории дел, например, в следующих случаях:

  • · по заявлению акционера о признании недействительным решения органа управления акционерного общества;
  • · по заявлению гражданина о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя и т.п.

Законодателем предусмотрен трехмесячный срок для подачи заявления, который исчисляется со дня, когда организации, гражданину стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок является процессуальным и может быть восстановлен арбитражным судом при наличии уважительных причин и соответствующего ходатайства (ст. 117 АПК РФ).

Пропуск данного срока или отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи заявления влечет возвращение заявления (ст. 115, 117 АПК РФ), о чем судьей единолично выносится соответствующее определение. Об удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи заявления судьей указывается в определении о принятии заявления к производству.

Общие требования к заявлению по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) содержатся в ст. 125 АПК РФ.

Дополнительно в заявлении должно быть указано:

1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемые действия (бездействие);

2) точное название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; время совершения действий;

3) какие права и законные интересы нарушаются, по мнению заявителя, оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

4) каким законам и иным нормативным правовым актам не соответствуют оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие);

5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными;

6) сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

К заявлению должны быть приложены:

1) текст оспариваемого ненормативного акта;

2) доказательства направления копий заявления другим лицам, участвующим в деле (по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя – доказательства направления копий заявления и других документов судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства);

3) доказательства уплаты государственной пошлины, если заявитель не освобожден от ее уплаты;

4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;

5) копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

6) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения в порядке, предусмотренном гл.

8 АПК РФ.

Заявление, поданное с соблюдением всех требований, принимается арбитражным судом к производству, о чем выносится соответствующее определение.

Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Нарушение порядка подачи заявления влечет оставление заявления без движения или возвращение заявления (ст. 128, 129 АПК РФ). После принятия заявления к производству судьей производятся действия по подготовке дела к рассмотрению (гл. 14 АПК РФ).

Рассмотрение заявлений

Установлены следующие правила рассмотрения заявления по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц:

1) данная категория дел рассматривается судьей единолично, арбитражные заседатели не могут быть привлечены к рассмотрению этих дел (ст. 17 АПК РФ);

2) срок рассмотрения – не более двух месяцев с момента поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если федеральным законом не установлен иной срок. По делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя срок рассмотрения – не более 10 дней;

3) дело может быть рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, если арбитражный суд не признал их явку обязательной;

Вам будет интересно:  Незаконное лишение свободы

4) при рассмотрении дел этой категории арбитражный суд должен установить наличие полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемые действия (бездействие), а также установить, нарушают ли оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) обязанность доказывания обстоятельств, связанных с оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) (соответствие их закону, наличие полномочий и оснований для их принятия, совершения), возлагается на соответствующие орган или лицо. Арбитражный суд может истребовать названные доказательства по собственной инициативе.

Принятие решения

По результатам рассмотрения дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц арбитражный суд принимает решение по правилам, установленным гл. 20 АПК РФ.

Судом принимаются следующие виды решений:

1) об удовлетворении заявления и признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Для удовлетворения заявления арбитражным судом должно быть установлено, что оспариваемые ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя;

2) об отказе в удовлетворении заявления.

При признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными в резолютивной части решения арбитражный суд обязывает государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или должностное лицо в определенный срок совершить определенное действие, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Кроме того, в резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

Решение по делам данной категории подлежит немедленному исполнению, если иной срок не установлен арбитражным судом (ст. 182 АПК РФ). Признанный недейст

вительным ненормативный правовой акт (его отдельные положения) со дня принятия решения арбитражного суда не подлежит применению.

Копии решения в пятидневный срок подлежат направлению лицам, участвующим в деле, а также, по усмотрению арбитражного суда, вышестоящему в порядке подчиненности органу или лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Решение по делам данной категории вступает в законную силу и может быть обжаловано в общем порядке (ст. 259, 276 АПК РФ).

Источник: http://libraryno.ru/10-3-rassmotrenie-del-ob-osparivanii-nenormativnyh-pravovyh-aktov-resheniy-i-deystviy-bezdeystviya-gosudarstvennyh-organov-organov-mestnogo-samoupravleniya-inyh-organov-dolzhnostnyh-lic-arbitproc/

Ненормативный правовой акт

Равнозначные термины с «индивидуальный правовой акт». АК использует термин «индивидуальный правовой акт». Легального определения нет. Всё, чем мы пользуемся – разъяснения ВС по конкретным делам. Ранее существовавший пленум 2003 года ВС говорил, что ненормативный правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет права и обязанности конкретных лиц.

Но у нас федеративное государство, поэтому субъекты пытаются проявить творчество.

Свердловская область – ст. 2 закона о свердловской области о правовых актах в свердловской области: «ненормативный (индивидуальный) правовой акт – это правовой акт, содержащий индивидуальный предписания, рассчитанный на однократное применение и адресованный конкретному лицу (лицам)». Это уже более понятно.

То есть в Свердловской области в нашем заявлении мы можем ссылаться на эту статью.

Судебная практика волнуется об одном: не дай Бог чтобы мы не оспорили нормативный акт, когда он является ненормативный, и наоборот.

Пример – в Постановлении ВАС – правила торговли на колхозном рынке в Омске – ненормативный акт, так как адресован конкретному лицу – рынку.

Лектор: а на самом деле это нормативный акт.

Региональная энергетическая комиссия устанавливает тарифы энергопотребления – это нормативный акт. Установление тарифов – это нормативный акт.

Вышестоящий орган – федеральная служба по тарифам, которой РЭК не подчинён (так как это орган власти Свердловской области), приказом пишет: отменить. Этот приказ – нормативный или нет акт?

В Теории С.С. Алексеева – норма права может быть отменена только нормой права.

Лектор написал заключение, в котором обосновал, что это индивидуальный акт.

Проблема: один и тот же правовой акт может содержать как нормы права, так и индивидуальный предписания – так называемый смешанный акт. В каком порядке его оспаривать?

1. Если будем оспаривать акт целиком – тогда оспаривать как нормативный.

2. Если только те пункты, которые содержат нормативный предписания – тоже.

3. А если не согласны с индивидуальными предписаниями – оспаривать как ненормативный правовой акт.

Чтобы акт в целом признать нормативным, достаточно чтобы было хотя бы одно нормативное предписание, хотя чётко это нигде не закреплено.

Сложность – когда правовой акт носит общий характер, затрагивает не конкретное лицо, а более широкий круг лиц – например, разрешение на строительство, перевод лесных земель в нелесные, разрешение на выпуск определённой продукции. То есть выдано в отношении одного субъекта, а затрагивает права неопределённого круга лиц. В теории они получили название «ненормативные акты общего характера».

Признаки ненормативного акта, которыми он должен обладать, чтобы его можно было оспорить в порядке главы… АПК, ГПК:

1) Должен быть акт публичной власти – связанный с реализацией публичных функций, полномочий. Причём в статье 254 ГПК Граждане могут оспорить решения, …органа госвласти, ДЛ, муниципального служащего. С ДЛ могут возникнуть споры.

В статье 197 АПК написано: дела об оспаривании актов, решений, действий, бездействия государственных органов, ОМС, иных органов, ДЛ – требует пояснения, о ком идёт речь.

Путём системного толкования и использования пленума ВС мы приходим к выводу: сюда не подходят ДЛ частной администрации – общества, общественные объединения, полит. Партии, религиозные организации – их в порядке искового производства.

Но вопрос в том, что многие частные негосударственные немуниципальные организации выполняют публичные функции, полномочия. Решения, которые они при этом принимают, подпадают под признаки административных актов. ВС предложил учитывать: 1.

по правилам главы 25 ГПК рассматриваются также дела об оспаривании решений… ЮЛ, ИП, принятых, совершённых при осуществлении ими в установленном порядке переданных им государственно-властных полномочий.

Например, аккредитованные органы по сертификации продукции, деятельность по охране общественного порядка добровольными дружинами, казачье войско. Но антимонопольное законодательство пишет: нельзя совмещать функции частного общества и государтвенно-властные. В этом же пункте пленум пишет о том, когда 2. Нет органа власти, а есть публичные функции – это государственное учреждение, выполняющее публичные функции. Предусмотрено законом о техническом регулировании, о государственном кадастре недвижимости, в системе ветеринарной службы и санитарно-эпидемиологической службы.

Отсюда выпадают локальные акты учреждений, государственных предприятий – например, в связи с карантином в больницу вход запрещён. Приказ ректора – курить можно только в 10 метрах. Здесь нет публичной власти. Учреждение государственное – да. Ректор даже назначается приказом министра, но государственной власти здесь нет и акты попадают в разряд частных – в разряд искового производства.

С одной стороны, нужно отграничить от частной администрации, а с другой стороны – могут частные органы быть наделены публичными полномочиями.

Споры с пенсионным органом по поводу назначения выплаты пенсий. ВС: эти дела не могут рассматриваться по главе 25 ГПК и должны рассматриваться в порядке искового производства.

«пенсионный фонд в силу статьи 5 закона об обязательном пенсионном страховании являются госучреждением, а не органом госвласти». Это спорные позиции.

Лектор: пенсионный фонд – госучреждение, наделён властью, издаёт акты нормативные, которые так и регистрируются.

2 признак – должен акт обладать признак оспоримости – не являться ничтожным по форме и содержанию.

Вам будет интересно:  Мошенничество при покупке квартиры

Попытались перенести из ГП. Закон о полиции – действия сотрудника власти являются законными, пока иное не будет доказано в суде. Лектор: нужно дописать – за исключением случаев необходимой обороны.

Если акт издаёт лицо, которое явно не уполномочено на его издание, очевидно, заведомо не уполномочено – суды отказывают в рассмотрении.

Лектор написал статью на эту тему: чтобы судьи всё равно принимали, так как иначе лицо ставится в ситуацию, когда он не может защищать свои права.

Но на сегодняшний день теория так до конца и не сложилась, чётких комментариев, разъяснений в пленумах нет, и нам самим придётся с этим определяться.

Доктрина умных штыков – была сформулирована в Европе применительно к госслужбе когда писали новое законодательство 19 века – должен ли подчинённый отвечать в уголовно-правовом прядке, если, исполняя приказ, он совершает преступление? А эта доктрина сказала: госслужащие не роботы, они должны прилагать мозги, к ним предъявляются требования по образованию и они должны уметь различать.

В УК РФ – статья 41 – ответственность и того, кто издал, и того, кто исполнил.

Законодательство о государственной службе: если ты видишь ,что приказ незаконен, то ты его должен письменно повторить, а если повторят и всё равно незаконен – ты его не должен повторять.

3 признак – чтобы быть объектом судебного оспаривания, ненормативный акт должен иметь юридическое значение, то есть по крайней мере на момент обращения в суд он не должен быть отменённым, утратившим силу.

Дискуссия возникла в связи с тем, что утрата силы нормативного акта вследствие его отмены и вследствие признания судом недействительным имеет разные правовые последствия.

ВС раньше занимал жёсткую позицию, а потом КС повлиял на него.

Пункт 17 «судья не вправе прекратить производство по делу, если оспариваемое решение, действие уже отменено, но заявитель настаивает на рассмотрении дела по существу и устранению нарушений его прав, а суд должен установить, привела ли отмена акта к полному восстановлению прав». Если орган отменит приказ, но в приказе об отмене не напишет – вернут все деньги… – тогда мы можем оспаривать.

А ещё ненормативный акт может быть уже исполнен. А фактическое исполнение ненормативного акта не имеет значение для оспаривания. Понесло обременение лицо в связи с этим актом или нет – значения не имеет.

Вопрос: что делать, если орган или ДЛ, издавший акт, к моменту оспаривания не существует? Кто должен быть в качестве ответчика? Если органа нет, он был реорганизован и функции переданы ответчик – правопреемник.

Если функции не были переданы никому – ответственность несёт орган, принявший решение об упразднении.

Лектор: привязывать административный акт к личности неправильно, так как акт издаётся от имени органа.

А ещё органы иногда приостанавливают действие своих актов.

4 признак – ненормативный акт должен затрагивать права, обязанности заявителя. Здесь используется терминология «не подлежит рассмотрению заявление, если акт очевидно не затрагивает права».

Чтобы отказали в принятии акта надо чтобы…

Внутриаппаратные – когда государственный орган даёт поручение или указание другому органу на выполнение каких-то действий в отношении граждан (организаций).

С точки зрения немецкой доктрины такие акты не являются административными и не могут быть оспорены.

С точки зрения российской доктрины – возникнет вопрос о том, затрагивают ли они права? Наш процессуальный закон не делает различий между внешними и внутренними актами. Практика ,в том числе арбитражная, говорит о том, что внутренние служебные акты тоже попадают в сферу судебного контроля и их рассматривают.

Руководитель Минфина красноярского края даёт поручение ДЛ провести пломбирование оборудования и коммуникаций. ЮЛ, в отношении которого должны быть действия совершены, обращается в арбитражный суд.

Позиция Минфина: поручение, которое оспорил заявитель, не отвечает признакам ненормативного акта, поскольку адресовано ДЛ налогового органа, а не заводу и не нарушает прав последнего. Это решение 2003 года. Судья не стал даже задумываться, что он осуществил так называемый превентивный судебный контроль – ещё ведь никаких действий в отношении ЮЛ не совершено ,а суд сказал, что…

Источник: http://megaobuchalka.ru/6/40478.html

О признании недействительными ненормативных актов

Дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов относятся к числу дел по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений.

Ненормативные правовые акты, т.е. не имеющие нормативного характера, или индивидуальные акты, имеют определенные особенности: содержат обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия; не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера; обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу; рассчитаны на строго определенный вид общественных отношений; действие ненормативного акта прекращается с прекращением существования конкретных общественных отношений.

Данные акты должны быть приняты различными органами: Советом Федерации РФ, Государственной Думой РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, представительными органами власти краев, областей, органами местного самоуправления и местной администрацией, министерствами, ведомствами, налоговыми, таможенными, антимонопольными органами, должностными лицами. Ненормативный правовой акт может приниматься указанными органами в форме указа, постановления, решения, распоряжения, приказа, предписания и др. Ненормативный акт может быть оформлен не только в виде отдельного документа. Он может быть выражен в виде резолюции на документе или выражаться в иной форме. Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения.

Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставление земельного участка и т.п. Ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта. Ненормативный правовой акт может незаконно возлагать какие-либо обязанности либо создавать препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предметом рассмотрения в арбитражном суде по данной категории дел являются конфликты публично-правового характера, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношении субординации, т.е. власти и подчинения. Задачей суда здесь является разрешение спора о законности правового акта или действия властного органа (должностного лица).

В этой связи при рассмотрении данной категории арбитражных дел многие институты искового производства действуют с некоторыми ограничениями: не может предъявляться встречный иск, не допускается передача дела на разрешение третейского суда, существенные особенности имеют примирительные процедуры, обеспечительные меры и т.д.

Однако, необходимо иметь в виду, что глава 24 АПК не допускает оспаривание правовых актов, решений и действий органов управления хозяйственных обществ и иных организаций, например решений общего собрания, совета директоров или правления акционерного общества, поскольку такие споры носят не публичный, а частный, гражданско-правовой характер и поэтому подлежат рассмотрению по правилам искового производства

Обратиться в арбитражный суд с требованием о признании ненормативного правового акта недействительным, могут следующие лица: граждане, организации, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, если по их мнению указанный ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не отвечают требованиям законодательства и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вам будет интересно:  Поворот исполнения решения суда

Органы прокуратуры, государственные органы и органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться по данной категории дел в защиту интересов других лиц.

Заявление о признании недействительным ненормативного акта рассматриваются в арбитражном суде, только если их рассмотрение не отнесено к подведомственности других судов.

Физические лица, не являющиеся предпринимателями

  • по заявлению акционера о признании недействительным решения органа управления акционерного общества;
  • по заявлению гражданина о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя и т.п.

Ответчиками являются органы, которые приняли ненормативный акт, нарушающий права и законные интересы конкретных лиц. В качестве ответчиков могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления или местная администрация

В судебном заседании принимают участие заявитель, руководитель органа, принявшего оспариваемый акт, либо должностное лицо, совершившее оспариваемые действия, кроме того, в заседании вправе участвовать их представители.

Если же к моменту судебного заседания указанный орган ликвидирован или реорганизован, или должностное лицо уже не занимает прежнюю должность, арбитражный суд обязан привлечь к участию в деле органы, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав заявителя.

Так же в некоторых случаях для участия в деле могут быть привлечены иные заинтересованные лица, например организации и граждане, права и законные интересы которых могут быть затронуты судебным решением.

К примеру, по делу о признании недействительным акта регистрации прав на недвижимое имущество (при отсутствии спора о праве) в качестве заинтересованного лица может быть привлечен отдел федеральной регистрационной службы

В ходе судебного разбирательства арбитражный суд проверяет и оценивает представленные сторонами доказательства.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. При этом именно государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязано доказать законность оспариваемых актов, решений, совершения действий или бездействия.

Однако очевидно, что, в свою очередь, лицо, которое обратилось в суд с требованием о признании недействительным ненормативного акта государственных и иных органов, должно представить доказательства нарушения своих прав и законных интересов.

Для признания недействительным ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, необходимо чтобы он одновременно не соответствовал действующему законодательству, и нарушал гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием

Если ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону и при этом нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, арбитражный суд должен удовлетворить заявленные требования признать такой акт полностью или частично недействительными, а решение или действие (бездействие) незаконными.

Источник: http://arbir.ru/articles/a_2122.htm

Правовое значение определения характера ненормативных правовых актов

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления имеет многообразные проявления. Одним из основных воплощений этой деятельности являются ненормативные акты. Зачастую именно в этой форме проявляются все недостатки функционирования органов государственной и муниципальной властей.

В таких актах в значительной мере воплощается правоприменительная деятельность органов государственной власти, осуществляемая в сфере отношений, формирующих предмет гражданского права.

В сущности, ненормативные акты представляют собой одно из важнейших средств функционирования власти наряду со сделками и нормативными актами.

Сферы принятия и осуществления ненормативных правовых актов разнообразны и предопределены компетенцией органа исполнительной власти, принявшего такой акт. Эти правовые акты опосредуют участие органов исполнительной власти и в отношениях, формирующих предмет гражданского права.

Правовой природе ненормативных правовых актов, их свойствам и разновидностям традиционно большое внимание уделяется в теории административного права. В меньшей степени этим вопросы находятся в проблемном поле цивилистики, что тем не менее не уменьшает значимость этих проблем.

Обусловлено это тем, что во многих случаях ненормативный акт, как это указано в пункте 2 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), лежит в основе возникновения гражданских прав и обязанностей .

Кроме того, эти акты зачастую являются элементом юридического состава с аналогичными правовыми последствиями.

Вполне очевидно, что названные акты органов государственной власти и местного самоуправления могут лежать в основе и других элементов динамики гражданского правоотношения, как и сделки.

Положения пункта 2 части 1 статьи 8 ГК РФ являются новеллой отечественного гражданского законодательства. До недавнего времени законодательство такого основания возникновения гражданских прав и обязанностей не предусматривало.

В статье 4 Гражданского кодекса РСФСР от 1964 года в качестве одного из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей были названы административные акты, причем здесь же законодатель выделил отдельную разновидность таких актов – акты планирования.

В свою очередь, в статье 3 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик также в качестве поименованных оснований возникновения гражданских прав и обязанностей законодателем были названы административные акты, порождающие в силу законодательства гражданско-правовые последствия.

Административные акты как основания возникновения гражданских прав и обязанностей активно разрабатывались представителями отечественной цивилистики советского периода. В частности, О.А. Красавчиков классифицировал административные правовые акты в зависимости от того, в каких формах такие акты оказывают воздействие на динамику гражданских правоотношений (см. [12, с. 125]).

Он выделял группу административных актов, оказывающих прямое воздействие на возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений.

Сюда были включены три разновидности административных актов:

1) административные акты, которые являются самостоятельным юридическим фактом для гражданских правоотношений;

2) административные акты, которые входят в юридический состав фактов, взаимодействие с которыми приводит к наступлению определенных юридических последствий;

3) административные акты, влияющие на динамику гражданско-правовых отношений через административные правовые отношения .

Во вторую классификационную группу О.А. Красавчиковым были включены административные акты, оказывающие косвенное воздействие на возникновение, изменение или прекращение гражданско-правовых отношений. По этому классификационному основанию были выделены административные акты, выступающие в качестве предпосылок формирования определенных юридических составов, при этом не входя в них [12, с. 126].Оценивая рассмотренную классификацию, полагаем правомерным заключить, что в ней представлены административные акты как индивидуального правоприменения, так и нормативного характера .

Современная теория административного права, обращаясь к проблематике правовых административных актов, также полагает возможным одновременно описывать признаки административных актов, являющихся предпосылками для возникновения правоотношений, то есть собственно административно-правовых актов и административных актов, являющихся основанием возникновения правоотношений, то есть актов индивидуального правоприменения (см., например, [13, с. 204]).

Административные акты правоприменительного характера О.А. Красавчиков также разграничивал на акты оперативного управления и акты государственного контроля . О.А. Красавчиков полагал, что различие между названными видами административных актов состоит в том, что административные акты оперативного управления служат средством организации и направления гражданско-правовых отношений, предопределяют соответствующим образом и в известной степени существо и содержание этих отношений.

В свою очередь, административные акты государственного контроля служат средством выражения государственного отношения к тем или другим гражданско-правовым связям, складывающимся вне инициативы данного органа управления, содержание которых определяется в соответствии с законом самими сторонами гражданского правоотношения. (см. [12, с. 126]).

Источник: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/21579

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть