- ДТП с пешеходом: варианты последствий
- Дтп с участием пешехода переходящего дорогу в неположенном месте
- Следственный эксперимент при ДТП с участием пешехода
- Какие вопросы ставить перед экспертом при ДТП с участием пешехода
- Дтп с участием пешехода ответственность
- Судебная практика по ДТП с участием пешехода
- Дтп с участием пешеходов статистика
- Профилактика ДТП с участием пешеходов
- Дтп с участием пешехода: способы избежать неприятностей
- Дтп с участием пешехода в 2018 году: причины, определение вины и ответственность
- Дтп по вине пешехода
- Причины аварии
- Ответственность за создание ситуации
- Дтп по вине водителя
- Основные причины наезда на пешеходов
- Первые действия при ДТП
- Виды наказаний
- Без вреда здоровью пешехода
- Гражданская ответственность
- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- Способы возмещения нанесенного ущерба
- Статистика аварий с участием пешеходов
- Расследование наезда на пешехода
- Как оформляется наезд на пешехода
- Условия привлечения к ответственности водителя за наезд на пешехода
- Если в ДТП виноват пешеход
ДТП с пешеходом: варианты последствий
Все мы знаем присказку «пешеход всегда прав, пока жив». Однако, это заблуждение: исходя из сложившейся судебной практики, если не выявлен явный умысел со стороны пешехода, в таких ДТП водитель признается виновным в двух случаях:
- пешеход сбит на регулируемом пешеходном переходе, когда совершал переход на свой зеленый;
- пешеход сбит на нерегулируемом пешеходном переходе (не рядом, не отлетел на зебру, а именно на зебре).
В остальных случаях виновником ДТП признается пешеход на основании нарушения правил перехода:
- переход на красный;
- проезд пешеходного перехода на велосипеде (как правило, вина считатется обоюдной);
- нарушения правил предоставления приоритета.
Таким образом, исходя из ПДД, пешеход может переходить проезжую часть и вне зебры, однако, в этих случаях он не обладает приоритетом, и пропускать его водители ТС не обязаны.
Согласно статье 1079 ГК РФ автомобиль признается средством повышенной опасности, а его владелец (не водитель, а владелец!) несёт ответственность (гражданско-правовую, а не уголовную и не административную) за вред, причиненный таким средством. Есть три исключения:
- пешеход имел умысел (к примеру, решил покончить с собой и прыгнул под колеса);
- вред возник вследствие обстоятельств непреодолимой силы (автомобиль подняло ураганом и сбросило на старушку);
- автомобиль выбыл из владения законного владельца ввиду противоправных действий третьих лиц (угнали автомобиль и на нём сбили пешехода).
Ответственность владельца средства повышенной опасности
• оплата лечения пешехода или его погребения. Покрывается полисом ОСАГО (только сверх того, что подпадает под ОМС)Cбитому пешеходу не только не светит лечение подбитой коленки за границей, но и пластические операции, любые лекарства, медицинские операции, протез, если ОМС покрывает более дешевый аналог.
Любые попытки судиться тут же будут провалены, владелец ТС в судебном заседании указывает, что ответчик выбран неправильно, так как его ответственность застрахована.
• моральный вред — статья 1100 ГК РФОСАГО моральный вред не покрывает.
За тяжкий вред или летальный исход (в случае вины пешехода!) по сложившейся практике присуждается 25.000 рублей компенсации морального вреда. (При вине водителя — 80.000 рублей по Москве, по России — до 150.000 рублей.)
Ответственность пешехода в случае признания его виновником ДТП
• административная (штраф);
• уголовная: в случае причинения в ДТП тяжкого вреда здоровью или смерти — до двух лет уголовного заключения. Таким образом, если доказано, что из-за действий пешехода водитель, его пассажиры или третьи лица каким-то образом получили тяжкий вред или погибли, пешехода, в случае что сам он выживет, могут привлечь к уголовной ответственности.
• гражданско-правовая — статья 1064 ГК РФ — возмещение причинённого материального вреда в полном объёме.В случае гибели причинителя вреда, материальный вред взыскивается из наследственной массы покойного.
В 2012 году несовершеннолетняя А. переходила дорогу в неположенном месте и была сбита автомобилем. Водитель, являвшийся и владельцем ТС, добровольно выплатил компенсацию морального вреда в размере 25.000 рублей, и хотя несовершеннолетняя А. получила тяжкий вред здоровью, ей была оказана медицинская помощь в полном объёме по ОМС. ТС, пострадавшее в результате ДТП, было застраховано по КАСКО, и владелец обратился за выплатой в страховую компанию (СК).
Выплата была произведена, а СК обратилась в суд с требованием возместить понесенные расходы к родителям несовершеннолетней, так как она была признана виновником ДТП. Районный суд удовлетворил требования в полном объёме и присудил взыскать в пользу СК 300.000 рублей (во столько был оценен восстановительный ремонт автомобиля). Была подана аппеляция, но решение было оставлено в силе. В итоге была подана жалоба в конституционный суд, который также отказал в пересмотре дела.
Ещё важные моменты
• Правонарушения водителя не являются основанием для признанания его виновником ДТП
Даже если водитель сам совершил правонарушение (например, ехал с превышением, не пристегнул ремень безопасности, не включил ближний свет, даже находился в состоянии алкогольного опьянения), он не будет признан виновным в ДТП только по этим основаниям. Алкогольное опьянение является отягчающим обстоятельством вины, однако, в случае невиновности не является основанием в установлении вины за водителем. Правда, водитель всё равно будет привлечен к административной ответственности, хотя виновником ДТП всё же признают пешехода.
• Не покидать место ДТП. Во-первых, за это положено лишение прав по КоАП РФ.
Во-вторых, есть статья 125 УК РФ Оставление в опасности. За неё может уцепиться адвокат пешехода (в ДТП водитель не виноват, а за оставление в опасности — ответит), и суд может встать на его сторону.
Поэтому в случае ДТП нужно тут же остановиться, незамедлительно вызвать скорую помощь.
Нельзя оказывать никакую медицинскую помощь пострадавшим, если не являешься врачом.
• Возможно обвинение водителя в том, что он не принял никаких мер, чтобы избежать ДТП
Действительно, в тот момент, когда водитель заметил опасность, он обязан принять меры для снижения скорости своего ТС (не пытаться проскочить, не пытаться объехать, а только тормозить).
Источник: https://www.drive2.ru/b/468462323250495792/
Дтп с участием пешехода переходящего дорогу в неположенном месте
Статистика таких транспортных происшествий в России далеко не самая успокаивающая. Так называемые наезды на переходящих дорогу в стране происходят ежедневно.
В большинстве случаев причиной этого является переход дороги в неположенном месте. Но даже в таких случаях водителей ожидает определенная ответственность.
В чем она выражается, и какие могут наступить последствия, будет разъяснено далее.
Следственный эксперимент при ДТП с участием пешехода
Перед тем, как говорить о последствиях наезда на человека, нужно упомянуть об обязательном следственном эксперименте, который проводится в каждом случае.
Подобный следственный эксперимент проводится экспертами отдела ГИБДД в целях выявления причин наезда. Проводиться он должен в условиях, максимально приближенных фактическим.
Как правило, его проведение проходит в том же месте, где было совершенно ДТП. На этом месте во время проведения полностью перекрывается любое движение.
Если движение перекрыть не получается, то эксперты совместно с водителем должны полностью воспроизвести обстановку в максимально похожем месте. Основное назначение следственного эксперимента — уточнение реальных причин происшествия.
В эксперименте должно так же участвовать и транспортное средство, на котором был сбит пешеход. В зависимости от ситуации, последствия могут быть различными, но главный вопрос, устанавливаемый экспертами — наличие или отсутствие вины самого водителя.
Помимо этого перед экспертами ставятся еще некоторые вопросы.
Какие вопросы ставить перед экспертом при ДТП с участием пешехода
Основной вопрос — наличие вины водителя. Часто причинами происшествия являются нарушения ПДД. Реже причины могут выражаться в непринятии мер по предотвращению наезда, даже если пешеход переходил дорогу в неположенном месте. Для установления причин и обозначения дальнейших последствий, эксперт должен ответить на следующие вопросы:
- имелось ли со стороны водителя нарушение какого-либо правила;
- действительно ли человек переходил дорогу в неположенном месте;
- какие меры были приняты обоими участниками движения для предотвращения данного ДТП;
- последствия для транспортного средства и самого пешехода (в обоих случаях последствия выражаются в степени вреда).
После ответа экспертом на эти вопросы, сотрудники должны будут вынести решение о последствиях. Но если пешеход переходил дорогу в неположенном месте, то ответственность обычно выражается в восполнении ему морального вреда. Судебная практика указывает именно на такой исход.
Дтп с участием пешехода ответственность
Если пешеход переходил дорогу именно в неположенном месте, и вины автолюбителя в этом не было, то последствия для него будут выражены в оплате лечение гражданину. И это независимо от степени вины. Судебная практика в таких случаях указывает именно на такой вид ответственности.
Если нарушение имело место, но признаков уголовного преступления не имеется, то ответственность будет выражена в заглаживании морального вреда участвующему пешеходу, лишении прав (возможно до 2-х лет) и штраф в размере 30-ти тыс. рублей. Последствия ДТП с участием пешего человека при вине уголовного характера выражаются в лишении свободы на срок до 3-х лет с лишением водительских прав на такой же срок.
Судебная практика по ДТП с участием пешехода
Судебная практика по такой категории дел указывает, что в большинстве случае инициаторами процессов являются вовсе не водители.
Если наезд совершался в неположенном для перехода месте, то транспортное средство будет восстанавливаться по правилам ОСАГО.
При этом статистика показывает, что автолюбители не торопятся заглаживать нанесенный участвующим в процессе пешеходам моральный вред, поэтому последние подают на них в суд.
https://www.youtube.com/watch?v=Id8QwqWZcw0
Данные по судебной практики показывают, что в каждом из таких случаев суд обязывает автовладельцев полностью загладить вред по отношению к пешему. Это правило обязательное и обойти его не получится.
Дтп с участием пешеходов статистика
По данным базы ГИБДД ежегодно таких наездов в стране проходит более 2-х тысяч. Это примерные цифры, потому что в определенных случаях участники такого происшествия решают вопрос самостоятельно.
Из указанного числа примерно в 1/3 случаев граждане-пешие гибнут. В остальных случаях им наносится вред здоровью различных степеней.
Но 50% случаев происходит именно потому, что пешеходы переходят дорогу в неположенном месте.
Профилактика ДТП с участием пешеходов
Подобные профилактические меры в первую очередь возлагаются к проведению на органы ГИБДД. Несмотря на причины ДТП уже давно ясно, что в России необходимо повышать уровень знаний ПДД среди граждан. До 2020 года в школах даже планируется ввести новый факультативный предмет.
Также профилактика может выражена в повышении штрафов за переход дороги в неположенном месте. Сегодня такой штраф составляет 500 рублей. В течение нескольких лет данное значение планируется увеличить в 1,5-3 раза. По мнению законодателей это должно снизить количество таких ДТП в стране.
Источник: https://classomsk.com/dtp-gibdd-pdd/dtp-s-uchastiem-peshexoda-perexodyashhego-dorogu-v-nepolozhennom-meste.html
Дтп с участием пешехода: способы избежать неприятностей
Авария с участием пешехода – самый большой ужас для любого водителя (конечно, если он не высокопоставленный чиновник МВД). Ведь, в конечном счете, как бы не был виноват в ДТП пешеход, крайним все равно оказывается водитель. Безусловно, машина – средство повышенной опасности и пользоваться этим средством нужно умело.
Однако Правила дорожного движения пишутся для всех, и если уж человек ступил на проезжую часть, он также становится участником дорожного движения, а стало быть, и спрашивать с него тоже не мешало бы «по полной»… Но профилактика куда важнее наказания, и будет полезней поговорить о том, как избежать подобных аварийных ситуаций.
Итак, авария с участием пешехода – вещь, мягко скажем, неприятная и по нескольким причинам. Во-первых, водитель, сбивший пешехода, сразу становится врагом номер один для всех окружающих, независимо от того правильно ли вел себя на дороге пешеход или нет.
К большому сожалению, для многих передвигающихся «на своих двоих» любой водитель еще с совдеповских времен так и остался, как пел Высоцкий, «очкастый частный собственник…», купивший автомобиль за нетрудовые доходы, а значит вор и обманщик.
И поэтому рассчитывать на помощь свидетелей горемыке-водителю практически не приходится.
Во-вторых, согласно нашего законодательства, водитель за свои действия несет ответственность примерно в 10 раз большую (ст. 122-4 КоАП), чем пешеход. И это если пешеходу был причинен незначительный ущерб, а в противном случае ему грозит статья Уголовного кодекса со сроком от 3 до 5 лет.
Кстати, для некоторых мошенников такой, с позволения сказать, «законодательный перекос» стал хорошим поводом для наживы. Не редки случаи, когда такой «зазевавшийся» пешеход сам лезет под колеса.
Небольшой удар или акробатический трюк и факт ДТП на лицо, да и свидетель наезда найдется моментально. Чтобы не доводить дело до суда, которого и сам мошенник по правде не желает, водитель готов на месте рассчитаться с жертвой.
Что, в общем-то, и было нужно.
И, в-третьих, юридическая практика по таким делам показывает, что суд, как правило, заблаговременно принимает сторону пешехода, так что на снисхождение водителю рассчитывать вряд ли приходится.
Несомненно, есть контингент водителей, которые относятся к ПДД лишь как к инструкции, требующей соблюдения лишь в зоне прямой видимости ГАИшника.
Но согласитесь, мы каждый день сталкиваемся со случаями, когда пешеходы сами грубо нарушают Правила, соревнуясь с машинами в скорости и маневренности.
К сожалению, вышеперечисленные причины практически сводят к нулю попытку добиться объективности.
https://www.youtube.com/watch?v=5yNsTW9OLRg
Поэтому будет куда полезнее рассмотреть конкретные ситуации, которые могут повлечь за собой ДТП с участием пешехода.
- Скоростной режим перед пешеходным переходом.
В Правилах дорожного движения, а конкретно в п. 4.7 и 4.9, сказано что «Пешеходы должны переходить проезжую часть по пешеходным переходам, а в случае их отсутствия — на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.
В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или светофора».
Однако на практике очень часто бывает так, что человек, увидев «зебру», не обращает внимание на приближающийся транспорт, а то и просто в наглую лезет на красный свет светофора.
В такой ситуации не всегда водитель успевает вовремя отреагировать на неожиданно выскочившего пешехода, и тогда столкновения не избежать.
Действия пешехода. Согласно п. 4.14(а) пешеходу запрещается «выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения». А посему, прежде чем проверять, что крепче ваша голова или бампер приближающегося «Лендкрузера» стоит хорошо подумать.
Действия водителя.
Невзирая на то что Правила, по сути, не требуют от водителя специального снижения скорости или остановки перед пешеходным переходом, если на нем нет людей, сбросить газ при подъезде к «зебре» все равно стоит.
Также не помешает перенести ногу с педали газа на педаль тормоза. Эта небольшая предосторожность позволит вам в случае чего сэкономить столь важные в такой ситуации четверть секунды.
- Детская коляска на дороге.
Не редки случаи, когда занятая важной болтовней по телефону или еще каким-нибудь неотложным делом мама выкатывает на проезжую часть коляску с ребенком, как говорится, «в слепую», а лишь потом смотрят, не приближается ли машина.
Ситуация это не простая, т. к. при ограниченной видимости (например, из-за припаркованной машины) водитель может заметить коляску лишь в последний момент, и тогда столкновения уже не избежать.
Чем оно может быть чревато для ребенка никому объяснять ненужно.
Действия пешехода. Если вам дорога жизнь вашего ребенка, никогда не выходите на дорогу не убедившись, что расстояние между вами и автомобилями достаточное, чтобы без проблем преодолеть проезжую часть. На всякий случай разверните коляску другой стороной и тяните за собой.
В крайнем случае, у вас всегда будет возможность оттолкнуть коляску в безопасную зону. Если вы переходите дорогу одна, то обязательно остановитесь на середине и убедитесь, что машины встречного потока видят вас и уступают дорогу.
Если вы видите, что водитель на светофоре испытывает нетерпение, то лучше пропустите его, дождавшись другого зеленого сигнала. Поверьте, своя жизнь куда дороже, чем чужая поспешность.
Действия водителя.
В местах пешеходных переходов особенно внимательно относитесь к наличию у пешеходов коляски. Сбросьте скорость и приготовьтесь к экстренному торможению. Не исключено, что коляска на проезжую часть может выкатиться самопроизвольно, и тогда все будет зависеть от вашей реакции. Помните, что несколько минут терпения не стоят пяти лет проведенных за решеткой.
Дворы – очень опасные места для передвижения на машине. Во-первых, почти всегда в них очень ограничена видимость из-за кустов, мусорных баков, развешенного белья и т. п.
Во-вторых, это зона, где пешеход имеет преимущество над транспортом и поэтому ведет себя менее внимательно.
И, в-третьих, активность людей в таких местах, как правило, выше даже в темное время суток, и возможность их появления на дороге в несколько раз выше.
Действия пешехода. Самая главная группа риска здесь это дети, поэтому с ними нужно постоянно проводить разъяснительную работу. Они должны хорошо усвоить, что бросаться под колеса за укатившимся мячом или игрушкой нельзя, а при звуке подъезжающей машины должны уйти с проезжей части и дождаться пока машина проедет или убедиться в том, что ничего не угрожает.
В такой же степени это касается велосипедистов, роллеров и самокатов. Объясните ими, как они должны себя вести при появлении машины. Если дети не освоили свое транспортное средство в совершенстве, то постарайтесь сделать так, чтобы они катались в местах не доступных для автомобилей. Это может быть баскетбольная или футбольная площадка или двор, закрытый от проезда машин.
И сами будьте внимательны.
Действия водителя.
Не забывайте, что согласно ПДД в жилой зоне скорость ограничена 20 км/ч. Двигаться нужно максимально внимательно, всегда будьте готовы к экстренному торможению. Ни в коем случае не сигнальте близко стоящему прохожему, который вас не видит. Испугав его, вы можете нарваться на взрыв негодования, в котором легко может пострадать не только ваш автомобиль, но и вы сами. Перед движением задним ходом обязательно осмотрите пространство, куда вы собираетесь сдавать или попросите кого-нибудь, чтобы он не допустил в зону маневра случайных прохожих или детей.
Помните, чтобы не случилось в жилой зоне, вы сразу и безапелляционно будете виноваты на все 100 %.
- Нарушение Правил дорожного движения со стороны пешехода.
У некоторых водителей укоренилось мнение, что если пешеход нарушает Правила, перебегая дорогу в неположенном месте или переходя на красный свет, то, сбив его, он не будет за это отвечать. Увы, это не так. Отвечать будут, даже если пешеход был трижды неправ. Почему — мы по пунктам это уже разобрали в самом начале статьи, но советы все-таки дадим.
Действия пешехода. Тут правило одно – не нарушай. Ну, во-первых, вы рискуете своей жизнью, которая не идет ни в какое сравнение со стоимостью ремонта покалеченного вами автомобиля.
А во-вторых, если суд докажет, что вы действительно нарушали ПДД, а водитель не имел технической возможности избежать столкновения, то вам не только придется «зализывать раны» за свой счет, но и отвечать за свои проделки по всей строгости закона.
Действия водителя.
Пункт 12.3 ПДД Украины гласит: «В случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно принять меры для уменьшения скорости вплоть до полной остановки транспортного средства или безопасного для других участников движения объезда препятствия». Говоря иными словами, какими бы противоправными не были действия пешехода, водитель обязан предпринять все меры, чтобы предотвратить наезд. В противном случае ему не избежать ответственности, а если выяснится, что он при этом располагал и технической возможностью, то дело может дойти до уголовного кодекса.
Вот и подумайте, стоит ли доказывать на дороге свое превосходство над пешеходом лишь для того, чтобы в суде вам доказали обратное?..
- Остановка общественного транспорта.
Эти зоны часто становятся местом аварий с участием пешеходов. Пассажиры, выскочив из автобуса или троллейбуса, частенько пытаются прошмыгнуть перед его носом абсолютно не задумываясь, что там может ехать другой транспорт. Стоит сказать и о водителях маршруток, которые по своей доброте душевной, высаживают пассажиров прямо перед пешеходным переходом, тем самым провоцируя аварийную ситуацию.
В такой ситуации водитель автомобиля, едущий за маршруткой или объезжающий ее, не может видеть пешехода до самого последнего момента. Такое столкновение чревато самыми серьезными последствиями.
Действия пешехода. Спешка — плохой советчик, особенно на дороге. Поэтому не забывайте, что переходить общественный транспорт, за исключением трамвая, нужно только сзади, и то, убедившись, что приближающиеся автомобили видят вас и готовы пропустить. Поверьте, если вы попадете под машину, обходя свою маршрутку спереди, вас, несомненно, признают виновным со всеми вытекающими последствиями.
Действия водителя.
Приближаясь к остановке общественного транспорта, особенно если на ней идет высадка пассажиров, обязательно сбросьте скорость и приготовьтесь к возможному торможению. Как правило, «в любом стаде найдется паршивая овца», решившая рвануть «напрямую». Даже если они увидят ваше приближение, не факт, что они в испуге не бросятся через дорогу еще быстрей.
Поэтому главное это осторожность и внимательность.
Бывают ситуации, когда пешеход уже ступивший на проезжую часть решает пропустить подъезжающую машину, а в ответ водитель делает такой же жест вежливости. И когда оба уверены, что другая сторона их пропустит, машина и пешеход начинают движение. Ситуация конечно курьезная, но ее развязка может быть весьма неприятной.
https://www.youtube.com/watch?v=Pvc13zg66qQ
Действия пешехода. Если водитель подъезжающей машины остановился и дал вам понять, что уступает вам дорогу, просто поблагодарите его кивком головы и продолжайте движение. Если же по какой-то причине вы передумали переходить, сделайте демонстративно 2-3 шага назад и остановитесь. Этого будет достаточно, чтобы водитель понял, что вы не будете переходить.
Действия водителя.
Безусловно, водитель должен предпринять все меры, чтобы избежать столкновения. Поэтому, остановившись, подайте пешеходу какой-нибудь знак, например, махнув рукой, чтобы он понял, что вы пропускаете его. Если пешеход отказался от вашей любезности, продолжайте движение, не соревнуясь в учтивости.
- Ограничение видимости при движении.
Ограничение видимости не редко бывает причиной аварий с участием пешехода. Причин для ухудшения видимости может быть масса. Это и погодные условия, и естественные преграды, и соседний транспорт и многое другое. Поэтому такие ситуации требуют особого внимания.
Действия пешехода. Что касается пешеходов, то в пункте 4.
4 Правил сказано: «В темное время суток и в условиях недостаточной видимости пешеходы, которые двигаются проезжей частью или обочиной, должны выделить себя, а по возможности иметь на верхней одежде светоотражающие элементы, для своевременного их выявления другими участниками дорожного движения». Сказано вполне понятно. Остается лишь добавить, что если вы видите что видимость неважная, то, во избежание неприятностей, лучше использовать регулируемые или подземные переходы.
Действия водителя.
В случае ограниченной видимости очень важно соблюдать безопасный скоростной режим, особенно в местах, не регулируемых пешеходных переходов. Помните, при аварии плохая видимость может стать смягчающим обстоятельством, но никак не оправдательным.
Примерно такие обстоятельства мы уже описывали с общественным транспортом. Т. е. из-за препятствия, чаше всего машины притормозившей перед пешеходным переходом в крайнем правом ряду, внезапно появляется пешеход.
Водителю во второй полосе движения остается лишь доли секунды, чтобы среагировать, и то лишь в том случае если он внимательно следит за дорожной ситуацией.
Это одна из самых распространенных ситуаций приводящих к ДТП с участием пешехода.
Действия пешехода. Если, переходя дорогу, вашему обзору мешает близстоящая машина, двигаться нужно крайне осторожно. Не стоит забывать об этом правиле даже когда вы переходите улицу на регулируемом переходе, ведь действия водителя предугадать трудно.
Не исключено, что он захочет «проскочить на красный» пока переход пустой. При наличии у вас в руках какого-либо предмета, (например сумка, зонтик, трость и т. п.
) желательно выставить его вперед, чтобы водитель подъезжающей машины мог раньше заметить ваше движение.
Действия водителя.
Если вы видите, что автомобиль в крайнем правом ряду остановился перед зеброй, это верный знак того, что на дороге появился пешеход. Сбросьте скорость и примите все меры, чтобы он не оказался под вашими колесами.
- Что делать водителю, если ДТП с участием пешехода все же произошло.
В этом случае водитель, как правило, испытывает сильный стресс. Поэтому самое главное не поддаться панике, собраться и действовать согласно обстоятельствам. Ни в коем случае не уезжайте с места происшествия. Этим вы лишь усугубите свою вину, и это может привести к необратимым последствиям.
Первым делом остановите машину и установите знаки аварийной остановки. После этого осмотрите потерпевшего и окажите ему первую медицинскую помощь.
Если при осмотре оказалось, что повреждения малой или средней тяжести, то самостоятельно примите меры, чтобы доставить его в медицинское учреждение.
Если повреждения тяжелые – лучше его не трогать, а дождаться приезда «скорой», которую нужно вызвать сразу же после осмотра. После этого возвращайтесь на место аварии и оформляйте ее по всем правилам.
Если ДТП с участием пешехода все же состоялось — это еще не повод для паники. Нужно принять все меры, чтобы уменьшить его последствия. Во-первых, незамедлительно примите все меры для спасения жизни и здоровья пострадавшего. Во-вторых, при оформлении ДТП укажите все обстоятельства, которые прямо или косвенно будут свидетельствовать в вашу пользу.
Это может быть плохая видимость, состояние дорожного покрытия, длина тормозного пути, возможные помехи, показания очевидцев по поводу неправомерных действий пешехода и т. п. В-третьи, обратитесь к адвокату, имеющему опыт в таких делах.
Чем он раньше подключится к делу, тем больше вероятность использовать все, для того чтобы сделать ваше наказание менее строгим.
И в заключении… Водитель и пешеход, невзирая ни на что, оба являются участниками движения. И от их взаимоуважения и умения действовать грамотно, с соблюдением Правил дорожного движения, зависит не только количество дорожных происшествий, но и сама обстановка на дорогах. Поэтому, как говорится, водители и пешеходы – будьте взаимно вежливы!
Источник: https://auto.premier.ua/articles.aspx?artid=844
Дтп с участием пешехода в 2018 году: причины, определение вины и ответственность
Аварий на дорогах, к сожалению, с каждым годом не становится меньше. Виновником ДТП с участием пешехода может стать сам пешеход, водитель автотранспорта, попавшего в аварию, или другие участники ситуации на дороге.
Ответственность за произошедшее несет лицо, виновность которого доказана в суде. Это могут быть и коммунальные службы, ответственные за состояние дороги, и ГИБДД, если был поломан светофор.
Важно знать всем, что делать, если случилось ДТП, какие должны быть первые шаги водителя, сбившего пешехода, и какие виды ответственности предусмотрены для виновных в ДТП.
Дтп по вине пешехода
Не всегда в аварии виноват водитель автомобиля, случаются происшествия на дорогах и по вине человека, пересекающего проезжую часть.
Чаще всего пешеход становится причиной ДТП при переходе дороги в неположенном месте. Виновность ДТП на пешеходном переходе также может быть возложена на человека, пересекающего дорогу на красный свет.
Какие еще могут быть обстоятельства, приведшие к трагедии?
Причины аварии
ДТП с наездом на пешехода может произойти и по причине скользкого или неровного дорожного покрытия, плохой видимости. Бывают ситуации, когда колесо машины попадает в открытый люк, глубокую яму.
Множество аварий происходит в вечернее и ночное время и поэтому людям, часто пересекающим дорогу в этот период суток, целесообразно приобрести одежду со светоотражательными элементами.
Перечислим основные причины Дтп по вине пешехода:
- рассеянное внимание;
- пересечение проезжей части в пьяном виде;
- недосмотр родителей за детьми;
- неспособность быстро сориентироваться в момент опасности пешехода-пенсионера, пешехода-инвалида;
- пренебрежительное отношение к опасности, таящейся на дороге.
Кроме ДТП с участием пешехода, переходящего дорогу в неположенном месте, причиной аварии нередко бывает халатность велосипедистов, метеоусловия, гололед, поваленное ветром дерево.
Ответственность за создание ситуации
Судебная практика в делах, когда авария на пешеходном переходе случается по вине лица, пересекающего дорогу на красный цвет, обширна. Каждый случай ДТП разбирается судебной инстанцией индивидуально. Обычно в таких случаях карательные меры в отношении пешехода ограничиваются штрафом, сумма которого варьируется от 1 до 1.5 тыс. рублей.
Если же в ДТП виноватым стал пешеход, тяжелые телесные повреждения причинены водителю или пассажирам, будет назначена уголовная ответственность, суд может принять решение о лишении свободы.
Если же по вине пешехода в ДТП погибли люди, ему грозит срок тюремного заключения до 7 лет.
Так что пешеходам, чтобы не стать причиной аварии, надо быть не менее внимательными, чем водителям, так как они тоже могут быть наказаны за нарушения правил, вплоть до помещения за решетку.
Дтп по вине водителя
Безответственное поведение водителя транспортного средства — самая распространенная причина ДТП, приведшего к трагичным последствиям в жизни многих участников аварии. Вот некоторые факторы, в случае ДТП с пешеходом, когда виновен водитель:
- завышенная скорость передвижения;
- состояние алкогольного опьянения;
- несоблюдение правил при обгоне;
- сближение на недопустимую дистанцию с другими машинами;
- невнимательность, отвлекающие факторы;
- проезд на недопустимый сигнал светофора;
- усталость и погружение в сон за рулем.
Возможны также и иные нарушения водителем предписанных правил, способных привести к ДТП.
Основные причины наезда на пешеходов
Анализируя судебную практику происшествий на дорогах, можно сделать вывод, что преимущественным фактором является несоблюдение скоростного режима передвижения.
Именно это чаще всего становится причиной ДТП с наиболее тяжелыми последствиями. Нередко авария случается из-за технической неисправности транспортного средства.
При регулярном техосмотре вероятность ДТП по этой причине можно свести к минимуму.
А если водитель задел пешехода автомобильным зеркалом — это ДТП или нет? Когда такое произошло, следует остановиться и пообщаться с прохожим, предложить помощь. Если есть необходимость посетить врача, лучше это сделать совместно с пострадавшим.
Если же пешеход заявил об отсутствии претензий, рекомендуется взять у него расписку, в которой он это зафиксирует.
В случае требования пострадавшим непомерных сумм, важно не идти у него на поводу — пусть степень виновности определяет судебная инстанция.
Первые действия при ДТП
Когда случилось ДТП, независимо от того, кто виноват, водитель должен включить световую сигнализацию, установить знак аварийной остановки. Если есть пострадавшие — вызвать медиков и ГИБДД. Оказание первой помощи при ДТП может спасти жизнь пострадавшему.
Поэтому до приезда врачей надо остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание, провести другие спасательные мероприятия.
В свою очередь, действия пострадавшего в ДТП пешехода должны быть следующими.
Надо остаться на месте происшествия до приезда сотрудников дорожной полиции. Если человек не получил серьезных травм, ему следует записать контактные данные очевидцев аварии, снять на камеру (например, телефона) место происшествия.
Получить материальную компенсацию за ущерб здоровью, моральные потери, упущенную выгоду пешеход может, подав исковое заявление в суд.
Виды наказаний
Законодательством предусмотрены несколько видов наказаний за Дтп по вине водителя. Степень тяжести мер воздействия зависит от многих факторов:
- был ли пьян человек, который управлял автомобилем, сбившим пешехода;
- какой ущерб нанесен имуществу пешехода;
- тяжесть увечий, полученных потерпевшим.
Наказание за ДТП с пострадавшими будет более суровым, если водитель покинет месть происшествия.
Без вреда здоровью пешехода
Случается, что в результате наезда пешеход не получает травм и уходит с места аварии. Водителю не стоит уезжать, если пострадавший пешеход покинул место ДТП.
Через короткое время пострадавший может осознать произошедшее, вернуться и вызвать полицию, назвав номер сбившего его автомобиля.
В этом случае водителя могут лишить возможности управлять автотранспортом на какое-то время за то, что он покинул место ДТП.
Гражданская ответственность
Эта мера наказания является одной из самых мягких. Она применяется при вине водителя, не отягощенной дополнительными факторами и при незначительном ущербе, нанесенном пешеходу, даже если ДТП произошло на зебре.
Гражданская ответственность включает денежную компенсацию. Обычно деньги выплачиваются страховой фирмой, в которой был оформлен ОСАГО.
Если у водителя нет страховки, или сумма вреда, нанесенного пешеходу больше страховой суммы, лицо, находившееся за рулем в момент ДТП, обязано возместить убытки из личных средств.
Административная ответственность
Меры административной ответственности определены в КоАП. О них говорят, если не причинены травмы, телесные повреждения различной степени тяжести. А если водитель сбил пешехода и скрылся с места ДТП, что грозит? Если пешеход оказался легко травмирован, то наступает ответственность административного порядка:
- денежные санкции, размер которых варьируется в пределах от 2.5 до 5 тыс. рублей;
- изъятие документов на управление автомобилем на период от 1 до 1.5 лет.
Уголовная ответственность
Мера ответственности выбирается в зависимости от тяжести вреда, нанесенного здоровью пешехода, от того, сколько человек пострадало в ДТП, наличия алкогольного опьянения водителя. Уголовное наказание применяется в таких случаях:
- ДТП с пешеходом произошло со смертельным исходом;
- пешеход получил тяжелые увечья.
При травмировании пешехода в тяжелой форме водителю грозит до 3 лет лишения свободы, либо до двух лет назначенных работ. Кроме того, накладываются ограничения на занятие некоторых должностей. Срок за ДТП со смертельным исходом равен 4 годам.
Кода погибших более одного, виновный водитель автомобиля попадает за решетку на срок до 5 лет.
Если в результате наезда были лишены жизни 2 и более человек, виновный водитель может быть отправлен в места заключения на срок до 9 лет, если в момент ДТП он был пьян.
Способы возмещения нанесенного ущерба
Непосредственно от последствий ДТП зависит компенсация пострадавшему пешеходу. Человеку может быть причинен имущественный или моральный вред, а также может пострадать его здоровье (в разной степени) или он может погибнуть. Часть денежной компенсации за ДТП с участием пешеходом покрывает ОСАГО.
Имущественный ущерб бывает двух видов: повреждение и уничтожение. При повреждении имущества пешеход может рассчитывать на возмещение расходов на его восстановление. Если вещи и предметы были уничтожены в ДТП, пешеходу компенсируется их стоимость.
Говоря о возмещении вреда здоровью пешехода при ДТП, речь ведется о покрытии трат на лечение, медикаменты, восстановление, компенсацию утраченной выгоды, потерянного заработка. Сумму, которую должен возместить водитель автомобиля, наехавшего на пешехода, определяет суд. Решение принимается на основании чеков, медицинского заключения, справки о доходах, прочих бумаг.
При гибели пешехода, помимо расходов на похороны, виновник должен возместить ущерб иждивенцам, находящимся на попечении погибшего в ДТП человека.
Если сумма компенсации не покрывает страховые случаи, лицо, признанное виновным, должно погасить разницу из собственных средств.
Что касается определения морального вреда, то считается, что если здоровью пешехода причинен вред, то моральные страдания неизбежны. Такой вид ущерба подтверждается теми же бумагами, что и здоровью, а также свидетельскими показаниями.
Статистика аварий с участием пешеходов
Факты свидетельствуют, что виновником ДТП чаще становится водитель, однако и пешеходы тоже нередко нарушают правила дорожного движения.
Статистика ДТП с участием пешеходов в последние годы имеет отрицательную динамику, но, несмотря на это, цифры остаются высокими. В результате контакта транспортных средств с пешеходами, смертность последних составляет около 10 процентов.
Чтобы статистика аварий в России за 2018 год улучшилась, в регионах РФ власти применяют разные меры:
- устанавливается дополнительное освещение на пешеходных переходах;
- строятся подземные переходы;
- ремонтируются дороги;
- ведется разъяснительная работа для повышения грамотности населения.
Один из важнейших моментов — это профилактика ДТП с участием пешеходов. С этой целью в школах проводятся тематические занятия, на которых подросткам разъясняют ПДД.
Источник: https://voditel.guru/dtp/obshhee/s-uchastiem-peshexoda
Расследование наезда на пешехода
Статья адресована как пешеходам, так и водителям, попавшим в ДТП и содержит информацию о том, как происходит производство по делам об авариях с пешеходами, вы также узнаете о методике расследования, используемой правоохранительными органами.
Наиболее распространенным видом дорожно-транспортных происшествий, при котором наступают тяжкие последствия, является наезд на пешехода.
Установление обстоятельств дорожных аварий с участием пешеходов и определение виновных в них лиц, имеет специфические черты.
Участникам происшествий необходимо знать, как происходит расследование наезда на пешехода.
Часто спор между участниками происшествий – наездов на пешеходов, решается не в пользу водителей транспортных средств.
В одних случаях водители транспортных средств, не проявляя должной внимательности, допускают нарушения правил дорожного движения, которые состоят в причинной связи с наездом на пешехода.
Результатом виновных действий является предусмотренная законом ответственность: административная, уголовная, материальная.
В других случаях, действуя в соответствии с предписаниями ПДД РФ, владельцы источников повышенной опасности — автомоторанспортных средств, привлекаются к гражданско-правовой ответственности, независимо от вины.
Между тем, по вине пешеходов на дорогах России совершается около одной трети всех дорожно-транспортных происшествий.
Наиболее распространенными нарушениями, являющимися причинами наездов на пешеходов считаются: переход проезжей части дороги в неустановленных правилами дорожного движения местах, выход на проезжую часть дороги в непосредственной близости перед транспортным средством.
https://www.youtube.com/watch?v=q3G-QzS9tRQ
Нередко сопутствующим фактором при наезде на пешеходов является их нахождение в состоянии алкогольного опьянения.
Для того, чтобы ответственность между водителями транспортных средств и пешеходами была распределена в соответствии с принципами законности и справедливости, необходимо квалифицированно документировать и расследовать каждое ДТП.
Как оформляется наезд на пешехода
Отличительной чертой абсолютного большинства автодорожных происшествий с участием пешеходов является наступление тяжких последствий, в виде причинения вреда жизни или здоровью потерпевших.
Действующее законодательство предписывает выполнение следующих правил оформления и расследования дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.
- В обязательном порядке составляется протокол осмотра места происшествия.При ДТП с тяжкими последствиями на место аварии выезжает следственно-оперативная группа под руководством следователя.При необходимости к осмотру привлекается эксперт – криминалист и эксперт автотехник.
- На месте аварии производится осмотр транспортного средства, результаты которого заносятся в протокол.Подробности в статье:Протокол осмотра места ДТП образец
- Устанавливаются и опрашиваются стороны и свидетели происшествия.При допросах, в числе прочих обстоятельств, выяснению подлежат: скорость движения транспортного средства перед наездом на пешехода, момент обнаружения опасности водителем и расстояние на котором водитель увидел пешехода на проезжей части дороги, темп, направление и траектория движения пешехода.
- В целях установления механизма дорожно-транспортного происшествия, определения взаимодействия транспортного средства и человека в момент наезда, исследования следов аварии, назначается профильная автоэкспертиза.Подробности в статье:Трасологическая экспертиза при ДТП
- Для определения механизма образования телесных повреждений, степени тяжести вреда причиненного здоровью и (или) причины смерти назначается судебно-медицинская экспертиза (СМЭ).
- Для оценки действий водителей автомототранспотных средств техническим требованиям ПДД РФ и исследовании вопроса о причинно-следственной связи этих действий с наступлением дорожно-транспортного происшествия назначается автотехническая экспертиза.Подробности в статье:Автотехническая экспертиза при ДТПАвтотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода
- По результатам расследования принимается процессуальное решение о привлечении виновного лица к предусмотренной законом ответственности или о прекращении производства по делу.
Условия привлечения к ответственности водителя за наезд на пешехода
Конечной целью расследования происшествия о наезде на пешехода транспортного средства является решение вопроса о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.
Под возможностью избежать наезда на пешехода понимается способность водителя предотвратить ДТП путем выполнения предписаний п. 10.1 ПДД РФ в условиях конкретной дорожно-транспортной ситуации.
Абзац №2 указанной нормы Правил регламентирует, что при возникновении опасности для движения, водитель транспортного средства, обнаруживший эту опасность, должен принять меры к снижению скорости движения вплоть до полной остановки.
Условиями наступления ответственности за нарушение п. 10.1 абзац № 2 ПДД РФ являются наличие у лица, управлявшего автомобилем, возможности обнаружить пешехода на проезжей части дороги на расстоянии достаточном для остановки при движении автомобиля с безопасной скоростью и невыполнение предписаний об остановке транспортного средства.
При этом действующие Правила не предусматривают маневр в качестве способа предотвращения наезда.
Иными словами, если у водителя была возможность увидеть пешехода и остановиться, а он не смог этого сделать (отвлёкся, превысил скорость движения, попытался объехать препятствие и не справился с управлением), то имеются основания для предъявления ему обвинения в невыполнении требований п. 10.1. абзац № 2 ПДД РФ.
Следственно-судебная практика исходит из того, что моментом возникновения опасности для движения АМТС считается появление пешехода на проезжей части дороги.
https://www.youtube.com/watch?v=Mwrxn-f29uY
Источник: https://dtp-avtostrahovanie.ru/naezd-na-peshekhoda
Если в ДТП виноват пешеход
Если пешеходом были нарушены правила дорожного движения, и он оказался виновником ДТП, в котором было повреждено транспортное средство, ему необходимо будет возместить в полном объёме материальный ущерб.
Это одобрил Конституционный суд в своём решении об отказе в принятии жалобы. Данный отказ отразится на многих определениях судов, рассматривающих сложные спорные случаи дорожных аварий с участием пешеходов.
Итак, немного подробнее о вышеупомянутой ситуации. Несовершеннолетняя А. Райм выбежала на проезжую часть прямо перед проезжавшим транспортом, вдали от установленного пешеходного перехода. Находящийся за рулём водитель автомобиля успел сбросить скорость и притормозить, но всё-таки сбил ребёнка. В результате, пострадавшая девочка была доставлена в стационар.
На лечение девочки понадобилось десять с половиной тысяч рублей. Кроме того, родители ребёнка предъявили водителю иск о возмещении морального вреда на двадцать пять тысяч рублей.
Все выставленные требования родителей девочки были сразу исполнены.
По ОСАГО страховая компания полностью возместила финансовые затраты на лечение, а водитель автомобиля расплатился за моральный ущерб собственными средствами.
Но автомобиль тоже получил повреждения, и его владелец обратился в страховую компанию, в которой был оформлен полис КАСКО. Автомобиль был восстановлен, а страховщики в свою очередь предъявили иск к родителям пострадавшей девочки о возмещении полной стоимости ремонта. Всё дело в том, что по документам и протоколам девочка признана виновницей аварии.
Краевой и районный суды города Красноярска посчитали данное требование вполне обоснованным, и вынесли постановление, о том, что родители девочки обязаны компенсировать всю стоимость ремонта транспортного средства.
В надзорной инстанции судьёй Верховного суда было вынесено решение отказать в рассмотрении жалобы на вынесенное ранее решение. После этого, семья Райм подала заявление в Конституционный суд, с целью обжаловать отдельные пункты ст. 1064 ГКРФ.
Конституционным судом было вынесено определение, об отказе в принятии данной жалобы. На нескольких листах очень подробно было расписано почему. В определении поясняется, согласно ст.
1079 ГК хозяин автомобиля обязан полностью компенсировать вред жизни и здоровью, в независимости от того, является он виновником или нет. Другими словами, если ему под колёса машины упал пьяный пешеход, водителю не придётся платить штраф, а также ему не грозит уголовное преследование.
Но за лечение горе-пешехода заплатить придётся, если сам пострадавший или его семья этого потребуют.
Возникает вопрос: что делать водителю, который в ДТП получил повреждения? Ведь он же абсолютно не виноват, в том, что пешеход выбежал под его колёса? Как правило, водители или молча за свои средства, ремонтируют машину, или обращаются за выплатой к своим страховщикам.
Бывали случаи, когда водитель пробовал получить с пешехода, нарушившего правила, возмещение материального ущерба. Гораздо реже непосредственно страховые компании выступали с подобными исками. Но после вышеупомянутого решения Конституционного суда аналогичных дел, возможно, будет больше.
Ведь в своём определении КС прописал, что в этой ситуации виновник аварии не освобождается ни в коей степени от ответственности за принесённый материальный ущерб.
КС считает, что в данной ситуации возникает ответственность двух сторон. Водитель обязан возместить вред, доставленный здоровью пешехода, виноватый в ДТП пешеход должен возместить водителю материальный ущерб.
Но при этом, по закону, пешеход имеет гораздо больше оснований для возмещения вреда.
https://www.youtube.com/watch?v=eA9EoM9GYFc
Что же касается степени ответственности участников ДТП, доказательств вины, размера возмещения — это дело не Конституционного суда, а суда общей юрисдикции.
Своё мнение по поводу данной ситуации высказал В. Соколов, председатель общественного межрегионального движения «Союз пешеходов»:
Мы полагаем, что при таком подходе к делу пострадавший пешеход полностью лишается возможности поправить своё подорванное здоровье, потому что обязан платить деньги за материальный ущерб сбившего его автомобиля.
Дело в том, что суд устанавливает сумму материального вреда, причинённого автомобилю, основываясь на заключении независимой экспертизы, проводимой сертифицированными специалистами, а сумма возмещения вреда здоровью определяется только судьёй, который не обладает необходимыми медицинскими знаниями, эмоционально-эмпирическим способом на основании личного опыта и чьей-то правоприменительной практики.
А она такова: сумма ущерба здоровью, пострадавшему в ДТП, не может превышать сто тысяч рублей, за тяжкий вред компенсация — пятьсот тысяч рублей. Проблема в том, что у нас в стране официально стоимость жизни человека не определена.
А теперь представим, что виноватый пешеход был сбит «Роллс-ройсом» или «Майбахом»: ущерб за помятый капот и разбитое стекло может составить два миллиона рублей, а приобретённая инвалидность будет оценена в пятьсот тысяч рублей. Что же выходит, пешеход или его семья до конца своей жизни будут выплачивать этот ущерб?
Постановление КС стало очень полезным для всех нас. Мы чётко поняли, в какой части нужно совершенствовать российское законодательство — это наш Гражданский кодекс, мы непременно сформулируем все необходимые поправки в кодекс и обратимся в Государственную думу с просьбой о внесении важных корректировок.
Источник: https://voditeliauto.ru/novosti/esli-v-dtp-vinovat-peshexod.html