Порядок и срок дознания
Срок дознания и его порядок имеют особое значение при расследовании преступлений. Данные позиции оговариваются законом и определяют рамки, позволяющие устанавливать истину как можно быстрее и точнее. Именно потому этим вопросам уделяется настолько пристальное внимание.
Что такое дознание
Данный вид деятельности в настоящее время определяют, как самостоятельную форму предварительного расследования, осуществляемую соответствующими должностными лицами, а именно дознавателями. Это наиболее точное и краткое определения понятия дознания, которое, в свою очередь, также подразделяется на некоторые виды.
Принципиально важно видеть отличия между данной деятельностью как формой расследования и предварительным следствием. Значимое различие – субъекты осуществляемых действий. В первом случае это дознаватели, сотрудники органов дознания, а во втором — следователи, и разграничивают их соответствующие полномочия.
Цели и задачи
Основными задачами дознания признаются те, которые предусмотрены в самом уголовном процессе, а именно — возбуждение дела, оперативное раскрытие преступления, предъявление обвинения, уголовное преследование, рассмотрение материалов в суде, освобождение от ответственности, — все это является важными направлениями деятельности правоохранительных органов.
Если говорить о целях данной деятельности, то они очевидны и вытекают из самой сути дознания. Любые действия сотрудников данных органов, а также органов следствия направлены на то, чтобы достигнуть наиболее низкого уровня преступности, а также по возможности предотвратить ее дальнейшее развитие.
Кроме того, всегда нужно помнить, что задачи и цели взаимосвязаны между собой. От точного и быстрого выполнения первых зависит достижение вторых, это, в свою очередь, создает слаженную систему борьбы с преступностью и условия для ее предотвращения. Для этого нередко, а точнее сказать, практически всегда органы дознания и следствия объединяют усилия и сотрудничают друг с другом.
Органы, осуществляющие дознание
Система правоохранительных органов в Российской Федерации очень обширна. Она включает в себя огромное количество структур и подструктур. Однако всегда нужно разграничивать эти органы, что можно сделать, изучив полномочия и направления деятельности.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ закрепляет перечень, отражающий все те структуры, которые вправе осуществлять дознание и обладают рядом необходимых для этого полномочий. К ним относятся органы внутренних дел, органы государственного пожарного надзора, Федеральная служба служебных приставов и начальники органов военной полиции. Перечень исчерпывающий, как фиксирует закон.
Также в некоторых случаях может быть оказано влияние на данную деятельность, например прокурором продлен срок дознания, и расследование не остановлено. Кроме этого, УПК РФ закрепляет исключения, в случае которых и иные органы, помимо перечисленных, могут осуществлять возбуждение уголовного дела или выполнять неотложные следственные мероприятия.
Полномочия дознавателей
Для достижения определенных целей и решения задач органы дознания наделяются определенным полномочиям, которые также закрепляет уголовно-процессуальный кодекс РФ. Они подразумевают наличие некоего права совершать те или иные действия. Перечень их не исчерпывающий, и допускает более широкий круг действий дознавателей, что никак не ограничивает их работу.
Итак, к полномочиям органов дознания можно отнести следующее: возбуждение уголовного дела, проведение неотложных следственных мероприятий, если того требует дело, проведение дознания в том числе по тем случаям, где предварительное расследование не обязательно, а также ряд иных действий, которые устанавливаются законом. Эта оговорка поясняет, что здесь перечень вовсе не исчерпывающий.
Виды дознания
Выделение нескольких форм дознания осуществляется в зависимости от необходимости предварительного следствия. Иных классификаций встретить практически невозможно, на них не влияют ни срок дознания, ни его порядок. Итак, основное и всегда применяемое деление представляет собой две формы, а именно — дознание с обязательным предварительным следствием и дознание, где оно необязательно.
Такой подход применяется в зависимости от рода дел. Некоторые из них не требуют вмешательства следственных органов, соответственно, в их привлечении нет необходимости, что значительно упрощает работу дознавателей, оставляя все исключительно под их контролем. Второй же вариант — абсолютная противоположность. Примером могут служить дела, где необходимы неотложные следственные действия.
Срок дознания
Для точного осуществления данной деятельности необходимо соблюдать ряд правил и ограничений, которые устанавливаются законом, иначе есть риск не прийти к необходимому результату. Статья 223 УПК РФ закрепляет основной из таких моментов, и это срок. Уголовный процесс уделяет наибольшее внимание данному вопросу, определяющему периоды времени, значимые для дела.
Деятельность органов дознания осуществляется в течение тридцати суток с того момента, как было возбуждено уголовное дело. Безусловно, есть возможность продлить его до двух месяцев, и даже до шести. Однако все это необходимо осуществлять только на основания постановления прокурора, самостоятельности в этом вопросе дознаватели не имеют.
Максимальный срок дознания, согласно нормам уголовно-процессуального закона, – двенадцать месяцев, хотя встречались и иные случаи, переходившие за эту цифру. Однако чтобы продлить расследования на такой значительный период времени, также необходимо согласие прокурора, подтвержденное постановлением.
Порядок
Деятельность органов дознания ограниченна значительно больше, нежели следствия. Вопросы относительно совершения каких-либо процессуальных или следственных действия сотрудники данных структур осуществляют под контролем руководителя или даже прокурора, что порой требует немало времени.
Возможно приостановление или возобновление дознания, в случае если этого требует дело. Однако самостоятельно также принять подобное решение сотрудник органов не может. Смысл всего вышесказанного — в том, что дознаватели обладают рядом полномочий и могут свободно осуществлять их в пределах, устанавливаемых законом, но при этом четко соблюдая некие границы.
Самым главным в соблюдение правильного порядка является срок дознания, о котором было сказано выше. Его нарушение может привести к тому, что все действия сотрудников окажутся бессмысленными и утратят свою силу в процессе установления истины. Именно поэтому порядок и сроки дознания — очень важные взаимосвязанные элементы.
Значение дознания
Весь смысл данной формы осуществления расследования заключается в трех очень важных моментах, полностью отражающих ее. Они определяют всю сущность дознания как важного элемента всей правоохранительной деятельности, с теоретической точки зрения. Хоть многие ученые и спорят об этом, все же можно обозначить то основное, что поможет в полной мере оценить значение данной деятельности.
Итак, первый важный аспект – неотвратимость наказание или ответственности. Это важно, так как истина постигается путем получения достоверных и подтвержденных фактов. Второй – появление нового участника, а именно обвиняемого, что немаловажно для процесса в целом. И третий, последний аспект, – формирование в процессе дознания документов для суда, что также немаловажно.
Источник: https://.ru/article/260592/poryadok-i-srok-doznaniya
Производство дознания
Возложение на органы дознания выполнения следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, устранение из законодательства определения понятия «Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно» (ст. 40 УПК РФ) привели к появлению в уголовно-процессуальной литературе двух точек зрения.
Авторы первой из них (традиционной) по-прежнему считают, что действующее законодательство предусматривает две формы дознания: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, несмотря на изменение уголовно-процессуальной терминологии, и дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
Сторонники второй точки зрения полагают, что в настоящее время существует единственный вид дознания: дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
Очевидно, что в этом случае рассуждать о видах дознания бессмысленно и беспредметно.
Думается, что отечественный законодатель, несмотря на изменение терминологии, не устранил из правоохранительной практики два вида дознания, поскольку, изменив процессуальную форму, сохранил сущность производства неотложных следственных действий по рассматриваемым уголовным делам как одного из видов дознания.
Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст.
157 УПК), — форма предварительного расследования, заключающегося в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя при наличии прокурорского надзора и ограниченного судебного контроля по производству неотложных следственных действий с целями:
а) выявления и закрепления следов преступления; б) установления фактических обстоятельств совершения преступления «по горячим следам»;
в) установления лица, совершившего преступление, или лиц, совершивших преступление.
Неотложные следственные действия — действия, осуществляемые дознавателем после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного обнаружения, закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ).
Другими словами, неотложные (безотлагательные) следственные действия — следственные действия дознавателя, промедление с производством которых может привести к исчезновению следов преступления под воздействием различных объективных и субъективных факторов.
Под объективными факторами мы понимаем, в частности, погодные и иные условия, а под субъективными — умышленные или неосторожные действия человека по уничтожению следов преступления.
По действующему законодательству неотложность этих действий определяется самостоятельно дознавателем и начальником подразделения дознания.
Теоретически и практически в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством к неотложным (и, следовательно, с точки зрения криминалистов, к первоначальным) могут быть отнесены любые следственные действия, направленные на со-бирание, проверку и оценку доказательств.
В соответствии со ст. 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке ст. 146 УПК РФ возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.
Неотложные следственные действия производят:
1) органы дознания, указанные в п. 1 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ (дознаватели органов внутренних дел и дознаватели (следователи) органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ), — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2—6 ч. 2 ст. 157 УПК РФ;
2) органы Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151;
3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2—4 ст. 188, ст. 189, 190, 193 УК РФ;
4) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных:
а) военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы;
б) лицами гражданского персонала Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;
5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а также о преступлениях, совершенных в расположении этих учреждений и органов иными лицами;
6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания согласно ст. 40 УПК РФ:
а) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;
б) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения государственных органов дознания;
в) главы дипломатических представительств и консульских учреждений, если преступления совершены на территории этих представительств или консульских учреждений.
После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан направить уголовное дело руководителю соответствующего следственного органа.
Этот срок продлению не подлежит.
После направления уголовного дела руководителю следственного органа уголовного дела орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.
Если в ходе неотложных следственных действий лицо, совершившее преступление, не обнаружено (не установлено, не выявлено), то орган дознания обязан по собственной инициативе принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для его установления, уведомляя следователя об их результатах.
Дознание по уголовным делам
Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, — самостоятельная форма предварительного расследования, заключающегося в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя и прокурора при ограниченном контроле суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения лица в качестве обвиняемого и направлению уголовного дела в суд, как правило, о преступлениях небольшой и средней тяжести, за изъятиями, установлен-ными уголовно-процессуальным законом (ст. 223—225 УПК РФ).
Согласно ст. 223 УПК РФ предварительное расследование в форме самостоятельного дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22, 24—29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ.
Из этого положения следует, что в данном виде дознания в связи с исключением из производства главы 23 должны принципиально отсутствовать в качестве самостоятельных процессуальных действий:
а) привлечение лица в качестве обвиняемого (составление постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого);
б) предъявление обвинения (ознакомление с соответствующим документом, существование которого не предполагается в дознании);
в) составление обвинительного заключения и ознакомление с ним участников уголовного процесса.
Этот вид дознания производится по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, т.е. по делам, как правило, о преступлениях небольшой и средней тяжести.
Исключением из этого положения является преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 203 УК РФ, которое относится к числу тяжких преступлений.
Дознание производится в течение 30 суток с момента возбуждения уголовного дела.
При необходимости этот срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток.
Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных ст. 211 УПК РФ.
В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, указанный в ч. 3 ст. 223 УПК РФ, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев.
В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.
В соответствии со ст. 223.
1 УПК РФ в случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в его совершении, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления. Дознаватель должен вручить копию этого уведомления подозреваемому и разъяснить ему права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК РФ.
О вручении копии уведомления подозреваемому и о разъяснении ему соответствующих прав составляется протокол в соответствии с требованиями ст. 166 и 167 УПК РФ.
В течение трех суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения в совершении преступления.
Источник: https://www.konspekt.biz/index.php?text=7600
Процедура проведения дознания
Порядок производства дознания такой же, как и предварительного следствия, за исключением некоторых изъятий, установленных главой 32 УПК. Эти изъятия делятся на три группы: 1) сокращенные сроки дознания, 2) особенности применения некоторых институтов предварительного расследования и 3) упрощенный порядок окончания дознания с обвинительным актом.
1. Сроки дознания’
Дознание должно быть закончено в срок до 20 суток. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. Порядок продления срока дознания определяется по аналогии с продлением срока следствия (ч. 7-8 ст. 162 УПК).
Таким образом, максимальный срок дознания не превышает 30 дней.
В то же время следует учесть, что к этому 30-суточному сроку прокурор может добавить еще 3 суток при возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта и 10 суток — для дополнительного дознания (п. 2 ч. 1 ст. 226).
Срок дознания исчисляется со дня возбуждения уголовного дела. Из этого правила следует, что все время производства неотложных следственных действий органом дознания в порядке ст. 157 УПК включается в срок дознания.
Заканчивается срок дознания составлением обвинительного акта. В отличие от предварительного следствия время ознакомления потерпевшего, обвиняемого и его защитника не входит в срок дознания (более подробно см. об этом в разделе 3 данного параграфа).
2. Особенности использования отдельных институтов предварительного расследования
Дознание производится тогда, когда его упрощенными средствами за.сокращенный срок возможно полно и объективно подготовить дело к судебному производству, выполнив все задачи стадии предварительного расследования.
При возникновении серьезных препятствий для дальнейшего движения дела, например при необходимости производства большого объема процессуальных действий, продолжение дознания становится практически невозможным, а дело должно быть передано для производства предварительного следствия! Поэтому при производстве дознания, как правило, не используются вообще или используются в ограниченном объеме некоторые институты предварительного расследования. Так:
- возможность соединения уголовных дел (ст. 153 УПК) при проведении дознания ограничена, ибо дознание нецелесообразно проводить по многоэпи-зодным и групповым делам;
- дознание нецелесообразно при необходимости выполнения следственных или розыскных действий в другом районе (ч. 1 ст. 152);
- дознание не проводится «дознавательской» или следственной группой (ст. 163);
- во время дознания обычно не осуществляются наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (ст. 185) и контроль и запись переговоров (ст. 186).
- Эти следственные действия по своей продолжительности рассчитаны на несколько месяцев, а небольшой срок дознания в большинстве случае делает их малоэффективными;
- ввиду краткого срока дознания при его производстве не проводятся длительные экспертизы, а подозреваемый не помещается в медицинский стационар (ст. 203);
- дознание не приостанавливается в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (по п. 1 ч. 1 ст. 208);
- дознание нецелесообразно приостанавливать и в связи с сокрытием подозреваемого, неизвестностью его местонахождения по иным причинам (п. 2 ч. 1 ст. 208), так как за 20-дневный срок практически невозможно принять все меры по розыску подозреваемого;
- при производстве дознания, как правило, отсутствуют процедура привлечения в качестве обвиняемого и сам обвиняемый (обычно он появляется в конце дознания — после вынесения обвинительного акта в соответствии с п, 2 ч. 1 ст. 47, ст. 225).
В ходе дознания редко применяется и мера пресечения — заключение под стражу, что связано с условиями для его производства (прежде всего, небольшой опасностью инкриминируемого преступления), а также сокращенными сроками дознания, меньшими, чем обычный срок содержания под стражей.
Поэтому во многих случаях — когда возникает необходимость заключения под стражу, одновременно возникают и основания для передачи дела для производства предварительного следствия.
При дознании мера пресечения в виде заключения под стражу избирается в тех ситуациях, когда при наличии оснований для ее избрания за короткий срок дознания возможно завершить объективное и полное расследование («очевидность» преступления, наличие достаточных доказательств).
При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвинительный акт должен быть составлен (подписан дознавателем или следователем, но не обязательно утвержден) в течение 10 суток с момента фактического задержания подозреваемого. Эта норма, закрепленная в ст.224, конкретизирует общие правила избрания мер пресечения в отношении подозреваемых (ст. 100).
При невозможности составить обвинительный акт в течение 10 суток с момента применения меры пресечения в виде заключения под стражу она либо отменяется, либо выносится постановление о привлечении в качестве обвиняемого и предъявляется обвинение.
На практике остается неопределенность в вопросе о том, вправе ли дознаватель (следователь) привлекать лицо в качестве обвиняемого в порядке, предусмотренном главой 23 УПК, при производстве дознания, или дело в этом случае должно быть передано для производства предварительного следствия.
Систематическое толкование позволяет нам заключить, что право привлечь лицо в качестве обвиняемого непосредственно в ходе дознания у дознавателя (следователя) имеется. Так, ст.224, в которой говорится о возможности предъявления подозреваемому обвинения, размещена в главе «Дознание», а дознание осуществляется дознавателем или следователем. Официальный бланк постановления о привлечении в качестве обвиняемого (приложение 92 к ст.476 УПК) прямо предусматривает право дознавателя на его заполнение. В то же время дознаватель (следователь) вправе ходатайствовать перед прокурором о передаче данного дела для производства предварительного следствия.
3. Особенности окончания дознания с обвинительным актом
Дознание может закончиться также постановлением о прекращении уголовного дела (ст. 212-214 УПК) или направлением дела прокурору для передачи его по подследственности для производства предварительного следствия (ч. 3 ст. 146, ч. 5 ст. 152). Однако наибольшими особенностями обладает окончание дознания с обвинительным актом.
Обвинительный акт — это процессуальный документ, оформляющий итоговое для дознания решение, в котором описаны его ход, результаты и сформулировано обвинение, подлежащее рассмотрению в суде. Во многом он аналогичен обвинительному заключению, однако в отличие от него имеет более простое содержание, включающее одновременно и первоначальное и окончательное обвинение. Бланк обвинительного акта предусмотрен приложением 163 к УПК.
Процессуальный порядок окончания дознания с обвинительным актом состоит из следующих действий:
- систематизации материалов уголовного дела (приведение их в «прошитый и пронумерованный» вид);
- составления обвинительного акта;
- ознакомления сторон с обвинительным актом и материалами дела;
- утверждения начальником органа дознания обвинительного акта, составленного дознавателем, и направления дела прокурору;
- деятельности и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным актом (ст. 226).
Рассмотрим особенности этих этапов.
Составление обвинительного акта. Обвинительный акт составляется по окончании дознания, т. е. срок дознания истекает в день подписания обвинительного акта дознавателем или следователем. Однако между днем подписания обвинительного акта и днем предъявления дела для ознакомления сторонам, по буквальному толкованию УПК (ч. 1 ст.225), может пройти неопределенное время. Это противоречит смыслу ускоренного производства и праву лица, подвергаемого уголовному преследованию, быть судимым без неоправданной задержки.
По нашему мнению, лицо, производящее дознание, обязано в тот же день после подписания обвинительного акта предъявить материалы дела для ознакомления или уведомить стороны об окончании дознания.
Подписание обвинительного акта дознавателем (следователем) означает:
- а) появление в деле обвиняемого в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 47;
- б) возникновение обязанности лица, производящего дознание, ознакомить с ним заинтересованных лиц.
Ознакомление сторон с обвинительным актом и материалами дела не регулируется какими-либо специальными нормами.
Оно должно проводиться по аналогии с соответствующими правилами, установленными для предварительного следствия (ст. 216-217).
Официальные бланки соответствующих протоколов предусматривают их использование и для дознания. В то же время процедура ознакомления с материалами дознания обладает некоторыми особенностями.
Дознаватель (следователь) вправе в любой последовательности знакомить с делом сторону защиты и сторону обвинения (потерпевшего).
По буквальному смыслу закона с материалами дознания могут знакомиться только потерпевший или его представитель, обвиняемый и его защитник (ч. 2-3 ст. 225).
Однако обеспечение участникам уголовного судопроизводства возможности представить суду доказательства в обоснование своей позиции, а также высказать свое мнение по поводу материалов, представленных другими участниками процесса, является непременной составляющей конституционных прав граждан на судебную защиту и на доступ к правосудию. Лишение кого-либо из участников процесса такого рода возможностей, даже при упрощенном произ-
водстве, противоречит ст. 46 и 52 Конституции РФ. В связи с этим представляется, что правом на ознакомление с материалами оконченного дознания по их ходатайству следует наделить стороны в.целом (в том числе гражданского истеца гражданского ответчика, их представителей).
Время ознакомления сторон с материалами оконченного дознания законом не ограничено.
Стороны вправе заявить ходатайства о дополнении материалов дознания.
УПК не дает определенного ответа на вопрос и о том, вправе ли дознаватель проводить следственные действия по ходатайству сторон после того, как обвинительный акт составлен.
Представляется, что если не течет срок дознания, то и невозможно производство следственных действий (иное решение вместо упрощенной и сокращенной формы расследования превратило бы дознание в подобие следствия). Таким образом, ходатайства сторон о дополнении материалов дела адресуются прокурору и суду, которые их разрешают.
Прокурор, принимая по ним решение, вправе направить уголовное дело для производства дополнительного дознания или предварительного следствия (п. 2 и 4 ч. 1 ст. 226).
С учетом ходатайств сторон лицо, производившее дознание, вправе изменить обвинительный акт как при ознакомлении сторон с делом, так и непосредственно после ознакомления. В частности, по ходатайству сторон могут быть изменены списки свидетелей. Обвинительный акт может быть изменен и с точки зрения обвинения так, чтобы положение обвиняемого не было ухудшено.
Утверждение начальником органа дознания обвинительного акта, составленного дознавателем, и направление дела прокурору. После ознакомления сторон с обвинительным актом и материалами дознания обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами дела немедленно направляется прокурору.
По смыслу закона начальник органа дознания вправе потребовать пересоставления обвинительного акта, внесения в него изменений. Он вправе дать иные указания дознавателю (о прекращении дела, например — ч. 4 ст. 41).
Если дознание производилось следователем, то обвинительный акт вместе с делом сразу направляется прокурору (без согласования с начальником органа дознания или начальником следственного отдела).
Деятельность и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным актом, аналогична рассмотрению дела, поступившему с обвинительным заключением. Прокурор проверяет качество проведенного дознания и в течение двух суток принимает одно из четырех решений:
1)об утверждении обвинительного акта и направлении дела в суд. При этом прокурор вправе своим постановлением исключить из обвинительного акта отдельные пункты обвинения или переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.
Перед тем как направить уголовное дело в суд, прокурор обеспечивает вручение копий обвинительного акта обвиняемому, его защитнику и потерпевшему.
Остальные заинтересованные лица вправе сделать копии обвинительного акта за свой счет;
2) о возвращении со своими указаниями уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия предъявляемым требованиям (ст. 225). При этом прокурор может продлить срок дознания, но не более чем на десяти суток для производства дополнительного дознания и не более чем на трех суток для пересоставления обвинительного акта; о прекращении уголовного дела; о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.
Основанием для этого является невозможность устранить дефекты расследования с помощью дополнительного дознания. При этом время проведенного дознания включается в срок предварительного следствия.
Источник: https://www.adhdportal.com/book_1890_chapter_130__2._Proedura_provedenija_doznanija.html