- Задержание транспортного средства, составление протокола
- Нормативная база ПДД
- Основные причины применения меры принуждения
- Запрещение эксплуатации
- Общий порядок
- Фиксация нарушения
- Особенности составления документов
- Действия должностного лица
- Особенности хранения автомобиля
- Задержание транспортного средства
- Кем производится задержание транспортного средства
Задержание транспортного средства, составление протокола
Новые правила дорожного движения предусматривают две меры обеспечения производства об административных преступлениях. Порядок их реализации закреплен в КоАП, ст. 27.13. Несоблюдение ПДД (нарушение, ненадлежащее исполнение предписаний) чревато разными неблагоприятными последствиями для водителей. Рассмотрим некоторые из них.
Нормативная база ПДД
Нарушение административного характера влечет за собой принудительное прекращение эксплуатации автомобиля. Эта мера может включать в себя помещение машины на специализированную стоянку.
Транспортные средства отправляются на охраняемое специально отведенное место в случае, если на месте выявления преступления устранить его причины не представляется возможным.
Соответственно, прекращается и эксплуатация машин.
Основные причины применения меры принуждения
Новые правила дорожного движения предъявляют достаточно жесткие требования к техническому состоянию автомобилей и наличию документов. Зачастую именно неисправности машины и отсутствие нужных бумаг становятся причинами принудительного прекращения эксплуатации.
Так, задержание транспортного средства имеет место в случаях:
- Управления лицом, у которого нет при себе соответствующих документов, разрешающих вождение, регистрационных бумаг на автомобиль или подтверждающих принадлежность машины именно ему, а также свидетельств, разрешающих пользование и распоряжение ей. В ст. 12.3, ч. 1, предусмотрено также, что задержание транспортного средства может осуществляться, если эксплуатация производится в отсутствии владельца.
- Управления автомобилем с заведомо неисправными рулевым механизмом, сцепным устройством, тормозной системой (кроме стояночного тормоза). Это положение содержится в ст. 12.5.
- Управления транспортным средством лицом, которое не имеет прав на это (кроме учебной езды) или лишено их. Это предусматривает ст. 12.7, ч. 1, 2.
- Управления автомобилем в состоянии опьянения. Данное положение установлено в ст. 12.8, ч. 1.
- Невыполнения правил стоянки либо остановки машины на проезжей части, что повлекло образование препятствий для движения остальных автомобилей, а также остановки машины в тоннеле. Это положение прописано в ст. 12.19, ч. 4.
- Невыполнения требования сотрудника ГИБДД о прохождении медосвидетельствования. Данное положение закреплено в ст. 12.26.
Запрещение эксплуатации
Данная мера принуждения используется, если имеет место:
- Нарушение безопасности здоровья и жизни граждан.
- Угроза сохранности имущества.
- Нанесение вреда окружающей природе.
- Управление автомобилем, не прошедшим технический осмотр.
- Нарушение норм эксплуатации самоходных дорожно-строительных и прочих машин, тракторов, прицепов, оборудования, контроль над состоянием которых осуществляют уполномоченные на это надзорные органы.
Полный перечень случаев содержится в КоАП.
Общий порядок
Остановка транспортного средства сотрудником ГИБДД может производиться в установленных законом случаях. При выявлении признаков административного преступления, предусмотренных ст. 12.1, 9.
3 (кроме управления автомобилем, не прошедшим регистрацию), статья 12.5, часть 2, запрещает дальнейшую эксплуатацию машины.
Регистрационные знаки при этом подлежат снятию до того момента, пока не будут устранены причины, на основании которых было осуществлено задержание транспортного средства.
Фиксация нарушения
Мероприятия по принудительному прекращению эксплуатации машины производят уполномоченные на это должностные лица. В их обязанности входит составление соответствующего протокола по факту административного нарушения.
В документе указываются:
- Основания, место, дата принятия решения о применении меры принуждения.
- Инициалы, фамилия, специальное звание, должность лица, составившего протокол о задержании транспортного средства.
- Данные об автомобиле и гражданине, относительно которого была применена данная мера.
- ФИО и должность того лица, который будет осуществлять исполнение решения.
Особенности составления документов
Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации должно оформляться документально. О данных мероприятиях делается соответствующая пометка. Запись может быть внесена в имеющийся протокол об административном правонарушении, либо для этого составляется отдельная бумага.
Копия документа вручается гражданину, в отношении которого была применена данная мера принуждения. В случае отсутствия водителя на месте протокол составляется в присутствии двух понятых.
Документ подписывается должностным лицом, его оформлявшим, свидетелями, а также гражданином, в отношении которого применяется мера принуждения. Владелец имеет некоторые права при задержании автомобиля. В частности, он может не подписывать документ.
При отказе засвидетельствовать бумагу в ней делается соответствующая запись должностным лицом. В случае если транспортные средства отправляются на специализированную стоянку, копии документов отдаются также ответственным за сохранность автомобиля лицам.
Действия должностного лица
Действующее законодательство предусматривает для граждан ответственность за нарушение ПДД. Вместе с этим нормативные акты содержат предписания для должностных лиц. В частности, законом предусмотрены правила задержания транспортного средства:
- Лицо, которое производит транспортировку задержанного автомобиля, опечатывает предусмотренные в конструкции места доступа в машину.
- Принудительное прекращение эксплуатации оформляется документально в порядке, описанном выше.
- Водителю, несущему ответственность за нарушение ПДД, сообщается место, куда направлена его машина для хранения в момент вручения составленной бумаги о факте нарушения.
- Срок, в течение которого запрещена эксплуатация автомобиля, исчисляется с момента оформления соответствующего документа.
Особенности хранения автомобиля
В законе предусмотрено следующее:
- Время нахождения на стоянке выражается в часах. Оно начинается с момента помещения автомобиля на хранение.
- Первые три часа нахождения на специализированной стоянке не оплачиваются водителем.
- Плата за непосредственную транспортировку и хранение свыше трех часов взимается в размере, определенном исполнительным органом субъекта РФ.
Источник: /new-zaderzhanie-transportnogo-sredstva-sostavlenie-protokola.html
Задержание транспортного средства
Основаниями для задержания транспортного средства являются выявление административных правонарушений, предусмотренных:
- статьей 11.26 (незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров);
- статьей 11.29 (осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений);
- частью 1 статьи 12.3 (управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца);
- частью 2 статьи 12.5 (управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда));
- частью 1 статьи 12.7 (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды));
- частью 2 статьи 12.7 (управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством);
- частью 1 статьи 12.8 (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, в том числе при вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, когда по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения получена заверенная печатью медицинской организации и подписью врача справка, в которой отражено, что по результатам освидетельствования обнаружены клинические признаки, позволяющие предположить наличие опьянения, а окончательное заключение будет вынесено по получении результатов химико-токсикологического исследования биологического объекта);
- частью 3 статьи 12.8 (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным такого права);
- частью 4 статьи 12.8 (повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса);
- частями 4 и 5 статьи 12.16 (несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств);
- частью 3 статьи 12.19 (остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 статьи 12.19 Кодекса, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 12.19 Кодекса);
- частью 3.1 статьи 12.19 (остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 статьи 12.19 Кодекса);
- частью 3.2 статьи 12.19 (остановка или стоянка транспортных средств на трамвайных путях либо остановка или стоянка транспортных средств далее первого ряда от края проезжей части, за исключением вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 статьи 12.19 Кодекса);
- частью 4 статьи 12.19 (нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 12.19 Кодекса);
- частью 6 статьи 12.19 (нарушения, предусмотренные частями 3 — 4 статьи 12.19 Кодекса, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге) ;
- частью 1 статьи 12.21.1 (перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения);
- частью 2 статьи 12.21.1 (перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров), частью 3 статьи 12.21.1 (перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 5 процентов);
- частью 1 статьи 12.21.2 (перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами);
- статьей 12.26 (невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения);
- частью 3 статьи 12.27 (невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования) Кодекса;
- выявление транспортного средства, находящегося в розыске.
Задержание транспортного средства по основаниям, предусмотренным Кодексом, осуществляется сотрудником после составления протокола о соответствующем административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования путем его перемещения при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку).
В случае устранения причины задержания транспортного средства на месте выявления административного правонарушения (предоставление документов, предусмотренных Правилами дорожного движения:
- устранение неисправностей тормозной системы, рулевого управления или сцепного устройства (в составе поезда);
- устранение нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, либо остановки или стоянки транспортного средства в тоннеле;
- устранение нарушения правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных либо опасных грузов; предоставление для управления транспортным средством иного лица, при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством) до начала перемещения задерживаемого транспортного средства, помещение транспортного средства на специализированную стоянку не осуществляется.
При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 или 3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса, задержание осуществляется сотрудником путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае, если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления транспортным средством его водителем либо сотрудником в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет.
О задержании транспортного средства в отсутствие водителя незамедлительно сообщается в дежурную часть для информирования владельца (представителя владельца) о задержании транспортного средства, принятия в случае необходимости мер для установления владельца (представителя владельца) транспортного средства.
В случае задержания транспортного средства вне населенного пункта лицу должно быть оказано содействие в проезде до ближайшего населенного пункта
О задержании транспортного средства составляется протокол, в котором указываются дата, время, место, основания принятия решения о задержании транспортного средства, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (в случае задержания транспортного средства в его присутствии), наименование органа (учреждения, организации), должность, фамилия, имя и отчество лица, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства. Протокол о задержании транспортного средства в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых.
Источник: https://avtomirrf.ru/zaderzhanie-avto.html
Кем производится задержание транспортного средства
КоАП РФ предусматривает в ряде случаев крайне важно сть задержания транспортного средства.
В соответствии с ч. 1 ст. 27.13 задержание судна осуществляется в случаях управления им лицом, находящимся в состоянии опьянения, или уклонения лица, управляющего судном, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Задержание автомототранспортных средств осуществляется в случаях:
- управления транспортным средством водителœем, не имеющим при себе документов на право управления им;
- управления транспортным средством водителœем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство;
- управления транспортным средством водителœем, не имеющим при себе документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца;
- управления транспортным средством водителœем, не имеющим права управления транспортным средством или лишенным этого права;
- управления транспортным средством водителœем, находящимся в состоянии опьянения[213];
- невыполнения водителœем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
- управления транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством в составе поезда;
- нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшего создание препятствий для движения других транспортных средств, остановки или стоянки транспортного средства в тоннелœе;
- перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска или с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута;
- перевозки тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, более чем на 15 процентов;
- перевозки опасных грузов водителœем, не имеющим свидетельства о подготовке водителœей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов; перевозки опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов; несоблюдения условий перевозки опасных грузов, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов.
В случае управления транспортным средством водителœем, не имеющим права управления, транспортное средство задерживается и в тех случаях, когда водитель вообще не имеет права на управление транспортными средствами, и в тех случаях, когда имеющееся у водителя водительское удостоверение не позволяет управлять транспортным средством данной категории.
В ч. 1. ст. 27.13 КоАП РФ определяется, что принято понимать под задержанием транспортного средства. Задержание транспортного средства включает его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку задержание осуществляется путем прекращение движения при помощи блокирующих устройств. Это должна быть лишь в случаях:
- перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска или с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута;
- перевозки тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось. более чем на 15 процентов;
- перевозки опасных грузов водителœем, не имеющим свидетельства о подготовке водителœей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов;
- перевозки опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов;
- несоблюдения условий перевозки опасных грузов, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов.
Когда подлежащее задержанию транспортное средство создает препятствие для движения других транспортных средств или пешеходов, но по своим техническим характеристикам не должна быть помещено на специализированную стоянку, оно должна быть перемещено в близлежащее место, где не будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов с последующей блокировкой.
Такое перемещение возможно, в т.ч. путем управления задержанным транспортным средством:
а) его водителœем;
б) должностным лицом, уполномоченным составлять протокол о соответствующем административном правонарушении, в частности сотрудником ГИБДД;
в) должностными лицами военной автомобильной инспекции (в отношении транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти).
Плата за перемещение транспортного средства, за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку не взимается.
Задержание транспортного средства реализуются должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
Так, суда бывают задержаны должностными лицами органов внутренних дел (милиции), органов морского транспорта͵ органов внутреннего водного транспорта͵ органов государственной инспекции по маломерным судам; автомототранспортные средства ‑ должностными лицами органов внутренних дел (милиции), в т.ч. ГИБДД.
Задержание транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти должна быть осуществлено также должностными лицами военной автомобильной инспекции.
Задержание транспортного средства, возврат транспортного средства, оплата расходов за хранение реализуются в порядке, установленном Правительством РФ[214].
Допустимость задержания транспортных средств по решению должностных лиц органов исполнительной власти в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях определœена в постановлении Конституционного Суда РФ, в котором прямо указывается, что административные органы и должностные лица, реализующие полномочия по осуществлению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, вправе задерживать транспортные средства, поскольку подобная мера не связана с лишением имущества[215].
О задержании транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол.
К сожалению, законодатель не говорит, имеет ли право лицо, во владении которого находится транспортное средство, требовать составления самостоятельного протокола о его задержании.
Копия протокола о задержании транспортного средства вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Присутствие понятых при составлении протокола о задержании транспортного средства законом не предусмотрено.
При этом протокол о задержании транспортного средства, создавшего препятствия для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых.
Естественно, что в отсутствие водителя невозможно составить протокол об административном правонарушении, а в связи с этим составление самостоятельного протокола о задержании транспортного средства в данном случае обязательно.
Нам не понятна логика законодателя. Как мы уже говорили, об отстранении водителя от управления транспортным средством в обязательном порядке составляется самостоятельный протокол.
Внесение записей об отстранении от управления транспортным средством ни в протокол об административном правонарушении, ни в иные имеющиеся по делу протоколы не допускается. Вместе с тем, отстранение от управления осуществляется в присутствии двух понятых.
Между тем, отстранение водителя от управления — ϶ᴛᴏ всœегда лишь первый этап процесса реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Дополнительно к протоколу об отстранении от управления транспортным средством обязательно составляется либо акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, либо протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (и, конечно, акт соответствующего медицинского освидетельствования), либо протокол о задержании транспортного средства (или делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении). А к процессуальному оформлению задержания транспортного средства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является достаточно серьезной мерой обеспечения производства по делу, к сожалению, закон подходит не строго.
Источник: https://referatwork.ru/category/sport/view/454077_zaderzhanie_transportnogo_sredstva