Земельная реформа 2016: Основные положения и изменения реформы

Земельная реформа рф

Земельная реформа 2016: Основные положения и изменения реформы

-комплекс экономических, организационных,социально-политических мер, направленныхна преобразование земельно-правовогостроя на основе создания многообразияформ собственности и использованияземель и включение её в систему рыночныхотношений.

Вреформе выделяют 2 периода:

1.поэтапное изменение действующегозаконодательства с начала 1990х

2.принятие Земельного Кодекса РФ (2001 г.)и введение в действие главы 17ой ГК РФ

Началоземельной реформы было заложено в 1990хпринятием закона о собственности в СССРи основ законодательства СССР и союзныхреспублик о земле.

Даннымиактами была ликвидирована исключительнаягос. собственность на землю союзногогос-ва.

Законодательствопризнало субъектами права собственностисоюзные и автономные республики,автономные области и округа.

Правовойосновой для проведения земельной реформыявился законРСФСР «О земельной реформе» от23 ноября 1990 г. и Земельный Кодекс РСФСР1991 г., которые закрепили право частнойсобственности на землю.

Ст.1 закона «О земельной реформе» закрепилацели её проведения:

1)разгосударствление земель

2)перераспределение земель

3)приватизация земель

4)рациональное использование и охраназемель

Ст.16 закона определила этапы её проведения:

1.формирование земельного фонда ипоследующее распределение земель

2.передача и закрепление земель всобственность, пользование и арендуфиз. и юр. лиц

27декабря 1991 г. принимается Указ ПрезидентаРСФСР о неотложных мерах по осуществлениюземельной реформы в РСФСР, которыйустановил право принимать решения опредоставлении земельных участковорганам местной администрации.

22ноября 1990 г. принимается Закон РСФСР окрестьянском (фермерском) хоз-ве. Данныехозяйства представляют собой свободнуюформу предпринимательства.

Спринятием указа Президента РФ «Орегулировании земельных отношений иразвитии аграрной реформы России» от27 октября 1993 г. открылся новый этап вразвитии земельного законодательстваРФ. Граждане и юр. лица получили правосовершать гражданско-правовые сделкис землёй.

25октября 2001 г. принимается ЗК РФ, закрепившийправо частной собственности дляиностранных граждан, иностранных юр.лиц и лиц без гражданства, реформировавшийтитулы постоянного (бессрочного)пользования и пожизненного наследуемоговладения; и закрепивший принцип платности.

Право собственности на землю

1)самостоятельный правовой институт,совокупность правовых норм, регулирующихотношения по владению, пользованию ираспоряжению землёй (объективный смысл)

2)совокупность правомочий лица по владению,пользованию и распоряжению землёй,отношения между собственниками и другимилицами (субъективный смысл)

Понятие, формы, объекты и субъекты права собственности на земельные участки

Всоответствии со ст. 130 ГК РФ земельныеучастки относятся к группе недвижимогоимущества, что влечёт за собой особыйпорядок регистрации прав на землю.

Объектомправа собственностивыступают индивидуально определённыеземельные участки.

Земельныйучасток обладает свойствомоборотоспособности,т.е. может быть объектом сделок. Всоответствии с п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектомкупли-продажи могут быть только земельныеучастки, прошедшие государственныйкадастровый учёт.

п.4. ст. 27 ЗК РФ устанавливает переченьземель, изъятых из оборота (например,земли гос. природных заповедников инациональных парков; земли, занятыевоенными судами и органами ФСБ; земли,занятые учреждениями уголовно-исполнительнойсистемы; воинские и гражданскиезахоронения – но покупать места накладбище можно, это покупка права назахоронение)

п.5 ст.

27 ЗК РФ закрепляет перечень земель,ограниченных в обороте (например, землизаказников и природных парков, землилесного фонда; в соответствие с ЛеснымКодексом передаются в аренду, в постоянное(бессрочное) пользование и безвозмездносрочное пользование; земли, занятыеводными объектами, находящимися в гос.или муниципальной собственности; земли,занятые аэропортами и аэродромами,морскими и речными портами, вокзалами)

Источник: https://StudFiles.net/preview/6191012/page:3/

Земельная реформа в РФ

Земельная реформа 2016: Основные положения и изменения реформы

СОДЕРЖАНИЕ

1.     Введение  3

2.     Этапы земельной реформы в РФ   3

3.     Цели и задачи земельной реформы в России  8

4.     Заключение  10

Список литературы   11

Введение

Начало современной земельной реформе в Российской Федерации было положено законами 90-го года «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О социальном развитии села».

Эти новшества и сейчас не нашли своей полной реализации и остаются весьма актуальными. По оценкам зарубежных специалистов, любая реформа может доказать свою эффективность только спустя 40-60 лет после начала ее реализации.

Современная Россия пока не пришла к оптимальной модели законодательства в области использования и охраны земель.

Этапы земельной реформы в РФ

Проведение земельной реформы предусматривалось в два этапа: на первом необходимо было выявить потребности граждан, сформировать фонд перераспределения земель, установить ставки земельного налога и цены земли, на втором — фактически осуществлять реформу.

Вам будет интересно:  Юридическая помощь должникам. Как избавиться от кредитов.

Таким образом, в Законе РСФСР «О земельной реформе» была фактически сконструирована полная модель земельной реформы, основанная на переводе государственной собственности на землю в частную, воспроизведенная в последующих законах и иных нормативных правовых актах с разной степенью изменения.

Этот Закон (как и все другие земельно-правовые акты) утратил силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации».

Однако его роль в судьбе сельского хозяйства и всего общества оказалась в основном негативной.

В Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» была также предусмотрена схема раздела земель колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств в двух вариантах:

а)      выдача колхозникам, работникам совхозов денежных акций (с правом наследования и получения дивидендов), удостоверяющих долю каждого из них в стоимости сельскохозяйственных угодий;

б)      условный раздел земли между членами коллектива на паи (с правом наследования и получения дивидендов).

Однако такое решение экономически и юридически было несостоятельно, противоречило специальному Закону РСФСР «О земельной реформе» и потому не имело юридической силы. В Земельном кодексе РСФСР 1991 г.

были воспроизведены нормы Закона «О земельной реформе»: о гражданах как субъектах частной собственности на землю и видах ее целевого назначения; о коллективно-долевой собственности на земельные участки; о моратории на продажу и иное отчуждение земельных участков (ст. 12 Конституции РСФСР).

Но Земельным кодексом РСФСР в отличие от Закона «О земельной реформе» приватизация земель колхозов и других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, предлагалась как альтернатива, т. е.

им лишь предоставлялось право (по формуле «могут») трансформировать земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, в коллективную (совместную или долевую) собственность и только по решению общего собрания работников (членов) коллектива (ст.

8, 9), поскольку названные субъекты, равно как совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия согласно ст. 12 имели право и впредь пользоваться земельными участками, предоставленными им ранее (или вновь) в постоянное (бессрочное) пользование. В последующих нормативных правовых актах некоторые направления земельной реформы изменялись.

1. Расширен перечень категорий граждан, получивших право собственности на земельную долю (кроме работающих в сельскохозяйственных организациях, пенсионеров, постоянно проживающих на их территориях, и лиц, занятых в социальной сфере).

В их число вошли работавшие ранее в хозяйстве, временно отсутствующие (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйств, лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные из этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 г.

(согласно постановлению Правительства РФ от 4 сентября 1992 г.

№ 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»), а также руководители и специалисты сельскохозяйственных органов, специалисты сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Федерации, руководители и специалисты, проработавшие в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, которые получили право собственности на земельные участки за счет свободных земельных паев хозяйств и фонда перераспределения земель согласно Указу Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю».

2. «Раскрепощалось» право распоряжения всеми собственниками земельных участков и земельных долей.

Таким образом, на этой стадии (в канун принятия новой Конституции РФ) земельная реформа достигла своего апогея — вовлечение земельных участков в качестве товара в свободный рынок с использованием конкурсов и аукционов.

Земельные участки, как и все прочно с ними связанное, отнесены к недвижимости, и потому все сделки должны регулироваться гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства.

Вам будет интересно:  Аферисты в соцсетях

Итак, правовое регулирование земельной реформы в сельском хозяйстве на первом этапе ее практического осуществления (1991-1993 гг.

) ознаменовалось переходом основной части земель сельскохозяйственных организаций из государственной собственности в коллективно-долевую частную собственность граждан (98% земельных участков хозяйственных обществ и 99,1% — сельскохозяйственных кооперативов, т. е.

в собственность юридических лиц передано соответственно 2 и 0,9%), а затем после принятия Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 — в собственность владельцев крупного капитала, далеких от сельскохозяйственной деятельности.

Абсолютная свобода распоряжения земельными участками без каких-либо ограничений, которая нигде в мире не существует, нанесла непоправимый ущерб сельскохозяйственным организациям, разрушила их как единые технологические комплексы, привела к невосполнимой утрате плодородия почв, нарушению требований охраны окружающей среды.

Второй этап земельной реформы в сельском хозяйстве охватывает период с 1993 по 2000 г. Основой изменений земельного законодательства явилась ст. 36 (п.

2) Конституции РФ, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Это первая в российском законодательстве сложная частнопубличная норма, отражающая, хотя и не в полной мере, социальную функцию собственности на землю, которая занимает основополагающее место в зарубежном законодательстве.

На данном этапе земельной реформы наблюдалась тенденция усиления специальных норм, что вполне объяснимо сложностью земельных отношений и их ярко выраженным региональным характером.

Современное земельное законодательство – уникальное явление в законотворческой деятельности России. Его комплексный характер порождает многочисленные противоречия. Законодательство об использовании и охране земель не свободно от недостатков и пробелов.

Нормы Земельного кодекса имеют в большей части отсылочный характер, наблюдаются противоречия между нормами земельного и гражданского законодательства, особенно в части вещных прав на земельные участки.

Законодательство в данной сфере находится на пути разработки и реализации оптимальной модели правового регулирования, способной учесть как частные интересы, так и публичный характер отношений по использованию и охране земель. Все это можно обозначить как третий (новейший) этап земельной реформы.

Наступление данного этапа можно также связать с принятым в третьем чтении 18 декабря 2012 г.

федеральным законом № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на урегулирование механизма права собственности и ограниченных вещных прав на земельные участки и иные природные объекты.

Одновременно на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 50654-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Данные законопроекты по существу характеризуют собой разнонаправленные тенденции дальнейшего развития земельного законодательства, требующие коренного обновления большей части земельно-правовых норм, притом что законопроект № 47538-6 в части земельных отношений построен на категорийности земель.

К тому же, одновременное концептуальное изменение гражданского, земельного и градостроительного законодательства при отсутствии практики применения вносимых изменений отрицательно скажется на инвестиционном климате страны.

В настоящее время земельное и градостроительное законодательство нуждается в унификации, гармонизации и устранении пробелов и коллизионных норм.

Действующее земельное законодательство, призванное способствовать повышению эффективности использования и охраны земель, этих задач не выполняет.

Цели и задачи земельной реформы в России

Итак, суть преобразований на первом этапе сводилась к переходу от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению); приватизации земли; децентрализации права государственной собственности на землю и государственного управления земельными ресурсами.

О частной собственности юридических лиц пока вопрос не ставился, к этому также пришли в ходе реформ. Право землепользования (постоянное и временное) граждан и юридических лиц полностью сохранялось.

Была поставлена цель дальше закрепить и развивать новую форму права на землю – право пожизненного наследуемого владения землей, а также шире развивать аренду земли, как самостоятельное более демократическое и доступное право на землю, отличное от права пользования (заключение договора аренды, арендная плата за землю и т.д.).

Цели второго этапа – улучшение использования земли, укрепление новых хозяйственных формирований на земле и подъем сельскохозяйственного производства

Вам будет интересно:  Как оформить ребенка беженца в школу РФ? ? дети беженцев в школу

Осуществляемая в России земельная реформа ставит перед собой следующие задачи:

·        придать земле легальную денежную оценку, перейти к арендным отношениям сельскохозяйственных предприятий при передаче земли в долевую собственность крестьян;

·        легализовать иные формы собственности на землю;

·        расширить полномочия местных органов в части планирования использования земли и распоряжения ею;

·        разграничить федеральные государственные земли и земли субъектов РФ, а также местного самоуправления;

·        обеспечить реальную информированность общественности о реальном положении дел в земельном хозяйстве страны и выработать процедуры ее участия в решении спорных вопросов относительно использовании земли;

·        усилить значение экологических критериев, ограничивающих бесконтрольное создание вредных производств и применение опасных технологий;

·        повысить эффективность государственного земельного кадастра, мониторинга и контроля за правильным использованием, охраной и улучшением земель.

Помимо проблемы эффективного законодательного обеспечения, практическая реализация земельно-правовых норм не обеспечена информационно – налицо отсутствие полноты сведений о земельных участках и земельном фонде.

В настоящее время законодательные усилия должны быть сосредоточены на разработке пакета проектов федеральных законов, реализующих положения принятого в первом чтении проекта федерального закона № 47538-6, принятие которого повлечет возникновение большого числа коллизий, на время устранения которых практически невозможно осуществлять предоставление и использование земельных участков, участков лесного фонда, водных объектов и участков недр. К тому же возникает проблема соотношения титулов, предлагаемых проектируемой главой 19.2 Гражданского кодекса с действующим земельным законодательством. В этой связи необходимо обратить внимание и на введение возможности установления публичных сервитутов для строительства, реконструкции коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры. Весьма актуальной остается проблема уменьшения объема подзаконных нормативных актов вследствие внесения их норм в тексты федеральных законов с целью повышения эффективности практического применения земельно-правовых норм.

Заключение

Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.   м земельной реформы на нынешнем этапе являются:

·        осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией РФ формам собственности на землю и их стабилизация;

·        вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в России регулируемого государством земельного рынка;

·        перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам;

·        повышение плодородия почв и охрана земель;

·        приватизация гражданами и юридическими лицами земли;

·        разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности;

·        создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение оценки земли.

Выделяются два этапа реализации Программы “Развитие земельной реформы в Российской Федерации”. На I этапе (1999-2000 гг.

) в основном осуществляются меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительного и технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требующим значительных финансовых затрат, и обеспечить экономическую базу проведения II этапа.     На II этапе (2001-2003гг.) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года//РГ – Федеральный выпуск №4831

Источник: http://xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai/besplatnye-gotovye-studencheskie-raboty/2016-09-25/zemelnaya-reforma-v-rf

Право-в.РФ
Добавить комментарий