Сервитут на земельный участок: особенности частных и публичных соглашений

Содержание
  1. Публичный сервитут на земельный участок: границы зон действия, протокол слушаний, установление, кадастровый учет
  2. Что такое публичный сервитут
  3. Границы зон действия
  4. Кадастровый учет
  5. Виды обременений
  6. Процедура оформления
  7. Обращение с заявлением
  8. Рассмотрение заявления
  9. Организация и проведение публичных заседаний
  10. Принятие решения и издания НПА
  11. Процедура регистрации
  12. Особенности
  13. Протокол общественных слушаний
  14. Постановление об установлении обременения
  15. Сервитут на земельный участок: что это такое, виды и оплата в 2019 году
  16. Что это такое и условия возникновения
  17. Основные виды и их особенности
  18. Различие между публичным и частным видом
  19. Соглашение об установлении сервитута
  20. Определение платы
  21. Сервитут на земельный участок
  22. Публичный сервитут на землю
  23. Частный сервитут на землю
  24. Установление обременения на ЗУ
  25. Виды сервитутов и порядок установления сервитута на земельный участок
  26. Требования, предъявляемые ко всем сервитутам
  27. Сервитут на земельный участок: как устанавливается?
  28. Особенности публичного сервитута
  29. Отличительные особенности частного сервитута

Публичный сервитут на земельный участок: границы зон действия, протокол слушаний, установление, кадастровый учет

Сервитут на земельный участок: особенности частных и публичных соглашений

Наряду с частным обременением существует еще одна его разновидность – публичный сервитут. Его отличительной чертой является то, что он утверждается только решением органа госвласти, при этом земельный надел не изымается в пользу государства. Об особенностях публичного обременения и способах его установления речь пойдет ниже.

Что такое публичный сервитут

Публичный или государственный сервитут это:

  • Субъективное право (собственник земли вправе требовать оформления обременения от землевладельца смежного надела для ограниченного пользования).
  • Способ обременения.
  • Оформляется на постоянной основе или носит бессрочный характер.

Признаки публичного обременения:

  • Его утверждение происходит для обеспечения общественного или государственного интереса.
  • Оформление происходит на основании правового акта.
  • Основанием вынесения акта являются итоги общественных заседаний.

Оформление публичного обременения необходимо для осуществления следующих целей:

  1. Перемещение (передвижение) через участок.
  2. Территория чужого участка необходима для проведения ремонтных работ, связанных с коммунальными, инженерными линиями и электросетями, а также объектов дорожного благоустройства.
  3. Выполнение дренажных мероприятий.
  4. Для осуществления водозабора из объектов водного фонда.
  5. Для обеспечения прогона и выпаса с/х животных.
  6. Для осуществления работ по сенокошению в определенный сезонный период.
  7. Для организации охоты и рыболовства.
  8. Для проведения временных геодезических работ, а также проведения исследований.
  9. Обеспечение свободного прохода к прибрежной линии водного объекта.

Данный список не является исчерпывающим.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативно-правовым актом:

  • законодательным актом;
  • другим НПА РФ;
  • НПА субъекта РФ;
  • НПА органа местного самоуправления.

Утвержденное обременение не должно никаким образом затруднять эксплуатацию участка его владельцем.

В случае возникновения таких «преград» землевладелец вправе потребовать изъятия (выкупа) своего участка государством с предоставлением аналогичного либо с полной компенсацией убытков.

Для этого лицо, чьи интересы нарушены, обращается в уполномоченный орган с предоставлением полного расчета убытков. Данную калькуляцию выполняет специализированная организация на момент выплаты компенсации.

В результате рассмотрения подобных заявлений собственника уполномоченный орган принимает следующие меры в течение месячного срока:

  • изымает участок у собственника путем выкупа с компенсацией убытков;
  • предоставляет равнозначный участок с компенсацией убытков;
  • производит соразмерные выплаты;
  • отказывает в требовании.

Далее мы расскажем про границы зон действия публичных сервитутов: что это такое и для чего требуется.

Границы зон действия

В процессе подготовки проектной документации возникают вопросы по оформлению пределов зон действия государственных обременений.

На законодательном уровне определен порядок проведения кадастровых мероприятий по созданию земельных наделов, а также постановке их на кадастровый учет.

Следовательно, участок считается сформированным, когда все данные о нем занесены в кадастровый реестр.

Перед подготовкой проектной документации по межеванию земли исполнитель имеет дело с двумя типами участков:

  1. Полностью сформированные участки (состоящие на кадастровом учете).
  2. Участки, находящиеся на стадии формирования, которым впоследствии предстоит пройти процедуру по проведению кадастровых мероприятий (к таким участкам относятся земли, на которых планируется разместить объекты капитального строительства государственного значения).

В отношении первого типа участков пределы зон действия публичных обременений в проекте межевания должны определяться на основании НПА органа местного самоуправления, которые уже приняты на момент составления проекта. В данной ситуации в проекте закреплено существующее положение земельных правоотношений на местности («status quo»).

Кадастровый учет

Оформление публичного сервитута на участок возможно только после того, как он пройдет официальную процедуру кадастрового учета. Обременение может быть утверждено на всю территорию участка или на конкретную его часть.

Постановка на учет означает внесение данных об утверждении публичного обременения в государственный кадастр объектов недвижимости.

Данный учет уполномочено осуществлять специализированное агентство (Роснедвижимость), а также его территориальные управления и подразделения.

Для учета необходимо представить заявление и перечень документации, среди которой обязательным является наличие межевого плана публичного обременения с указанием границ его действия.

Виды обременений

Разграничение осуществляется на основании целей их утверждения. Кроме описанных выше задач, обременение может оформляться в отношении следующих объектов:

  • Водный фонд (сервитут определяет ограниченное право каждого гражданина пользоваться объектами водного фонда общего пользования; публичный водный сервитут оформляется для забора водных ресурсов без специальных технических приспособлений, для организации водопоя с/х животных, для передвижения небольших плавательных средств).
  • Лесной фонд (сервитут предполагает возникновение права у граждан беспрепятственного и бесплатного нахождения на территории объектов лесного фонда, сбора и использования пищевых лесных ресурсов, участия в различных незапрещенных мероприятиях).
  • Публичный сервитут на дорогу — участки территории в пределах зон отвода автодорог общего пользования федерального значения (публичные обременения устанавливаются для проведения работ по прокладке, переносу и переоборудованию технических коммуникаций и их использованию).

Далее мы поговорим про порядок установления публичного сервитута на земельный участок.

Процедура оформления

Итак, как установить публичный сервитут на земельный участок? Утверждение его проходит несколько последовательных стадий.

Обращение с заявлением

Правом подачи наделены граждане и организации, госорганы или органы на местах. До сих пор в законодательстве существует недочет в урегулировании вопроса о том, в какой орган обращаться с заявлением. Практика сводится к тому, что для оформления публичного обременения необходимо обращаться либо к законодательным органам, либо органам исполнительной власти.

Заявление должно содержать следующую информацию:

  • данные об участке, на котором планируется установить обременение.
  • цели его утверждения;
  • период действия обременения;
  • данные о землевладельцах;
  • данные о заинтересованных лицах.

Рассмотрение заявления

Федеральным НПА определяется соответствующий орган, который уполномочен рассматривать заявление и заниматься мероприятиями по оформлению публичного обременения. Данный документ также содержит указание на временные рамки рассмотрения подобного заявления вместе с представленными документами.

Акты, имеющие федеральное значение, не содержат подобных требований.

Организация и проведение публичных заседаний

Данное мероприятие представляет собой одну из разновидностей участия населения в решении публичных вопросов. Результатом таких слушаний должен стать протокол, который устанавливает мнение лиц, участвующих в собрании, по установлению публичного обременения.

В данной процедуре принимают участие:

  • заинтересованное население конкретной территориальной единицы;
  • лица, представляющие интересы организаций, которые расположены на конкретной территории;
  • землевладелец, на участке которого планируется установить обременение;
  • лица, представляющие интересы органа госвласти или местного самоуправления.

Принятие решения и издания НПА

Решение об установлении обременения должно содержаться в НПА с указанием следующих данных о:

  • земельном участке;
  • его месте нахождения;
  • кадастровом номере, который присваивается в процессе проведения межевания границ участка;
  • землевладельце, чей участок обременяется;
  • наименовании обременения и его содержание;
  • периоде действия обременения и иные условия.

Процедура регистрации

Обременение начинает действовать с момента его госрегистрации – внесения сведений о нем в ЕГРП.

Особенности

Публичное обременение регистрируется при наличии сведений в Реестре о ранее возникших правах на землю. Для регистрации необходим следующий перечень документов:

  • заявление от органа госвласти или органа местного самоуправления, издавшего постановление об установлении публичного сервитута;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • подтверждение полномочий представителя;
  • НПА, которым установлено публичное обременение;
  • кадастровый план с отображением границ действия обременения при его установлении только на часть участка.

Регистрирующий орган вправе запросить и иные документы.

Далее мы расскажем про протокол общественных слушаний по установлению публичного сервитута.

Протокол общественных слушаний

Итогом общественных заседаний являются следующие документы:

  • список участников;
  • протокол общественного слушания;
  • перечень поступивших вопросов и примечаний.

Однако определяющим документом является протокол, который должен содержать следующую информацию:

  • место проведения заседания;
  • обсуждаемый вопрос;
  • участники с описанием их мнения по установлению публичного обременения;
  • результаты публичного заседания с указанием числа лиц, проавших «за», «против» и «воздержались»;
  • итоговое решение.

Нормы земельного законодательства предписывают, что для принятия решения об оформлении публичного обременения итоги заседания лишь принимаются во внимание.

Постановление об установлении обременения

На основании итогового решения общественного заседания госорган выносит постановление об установлении публичного обременения. Данный документ содержит:

  • решение об установлении обременения;
  • сведения об участке с указанием кадастрового номера, места расположения;
  • цели оформления сервитута;
  • распоряжение по прохождению процедуры госрегистрации конкретной организации;
  • распоряжение по публикации документа в официальных СМИ;
  • указание конкретного лица, который обязан осуществлять контроль над исполнением постановления.
Вам будет интересно:  Как правильно оформить земельный участок в собственность, после его покупки?

Следующее видео расскажет еще больше о публичных сервитутах, их установлении, оспаривании и подобных нюансах:

Источник: http://urned.net/zemelnoe-pravo/servitut/publichnyj.html

Сервитут на земельный участок: что это такое, виды и оплата в 2019 году

Сервитут на земельный участок: особенности частных и публичных соглашений

За последние двадцать лет появления и существования в России полного права владения и собственности на земельные участки наработана обширная законодательная база и юридическая практика. Она касается практически всех вопросов землевладения и землепользования, как частными лицами, так и корпоративными, собственниками в виде государственных муниципальных органов.

Особый интерес представляет система отношений, при которых могут нарушаться или ограничиваться права собственника недвижимости, или земельных владений, имеющий специфическую форму — называемую сервитутом.

В этой статье будет раскрыто понятие земельного сервитута, какие имеются его виды, для чего он предназначен. А также рассмотрены некоторые практические аспекты работы с этим правовым статусом земельного участка.

Что это такое и условия возникновения

Юридическое понятие «сервитут» имеет свое происхождение еще со времен возникновения римского права, когда устанавливались первые правила того, какие ограничения имеет собственник земельного надела (латифундии).

В те времена вопрос регулирования отношений земельной собственности сводился к таким формам как, например, право прохода через частные угодья или перемещения стада домашних животных, прокладка водных коммуникаций в римских городах через землевладения, принадлежащие нескольким собственникам.

В современном понимании тема ограничение законного права владельца или сервитут вызвано типичными проблемами городской застройки, такие как:

  • использование земельных участков в условиях ограниченного городского пространства, особенно при массовой точечной застройке жилых микрорайонов, где пересекаются интересы многих собственников;
  • вопросы, связанные с расширением городских коммуникаций, прокладки инженерных сетей, когда затрагиваются права многих собственников земельных участков;
  • вопросы коммерческого использования земельных участков связанные с размещением рекламы, проведения публичных мероприятий.

Если же говорить о формальной трактовке понятия «сервитут», то она наиболее полно раскрыта в определении, данном в ГК РФ (17 я глава).

Сервитут – это возможность неограниченного круга физических или юридических лиц иметь доступ на  объекты недвижимости включая участки земли на основании взаимных договоренностей,  законодательными актами органов власти или по решению арбитража.

Чтобы  было до конца понятно, в каких именно случаях применяются эти правовые нормы, следует привести некоторые случаи из практики.

  1. Пример 1. В обществе садоводов расположен естественный водный объект – река, из которого осуществляется водопользование владельцами земельных угодий для их полива.

    Проход к этому водоему может быть осуществлен только через границы землепользования нескольких владельцев. В данном случае на владельцев таких участков может быть возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного прохода к реке другими пользователями.

  2. Пример 2. При строительстве коттеджного поселка возникла необходимость проложить водопровод на соседнюю улицу. Однако рельеф местности позволяет произвести такие работы только через территорию другого собственника. В этом случае также может быть реализована схема наложения статуса сервитута на конкретный земельный надел, его собственника.

Как видно из приведенных примеров, подобные прецеденты могут возникнуть в любом месте, что особенно типично для тех районов, где ведется интенсивно строительство новых автомагистралей, мостов или расширение городских (поселковых) территорий за пределы «красной линии».

Основные виды и их особенности

Законодательными уложениями Российской Федерации, посвященным вопросам землепользования, определены два основных вида сервитута. Также законодателями определяются — размеры, сроки и виды ограничений на безусловный приоритет частного землевладения.

  • Публичный. Это вид ограничения землепользование, которое имеет в своей основе законодательное установление (правовой акт) органа исполнительной власти федерального, регионального или местного уровня. Как правило, публичный сервитут строится на основе платности за возникшие нарушения собственника землевладения.Плата за такой вид сервитута установлена из нормативов компенсации, например, при изъятии или ограничения правомерного использования, связанная с государственными или муниципальными нуждами. Также устанавливаются нормы, когда собственнику выплачивается периодическая компенсация за наложение статуса сервитута на его земельный участок.
  • Частный (ЧС). Это система договорных отношений между частными собственниками земельных активов о наложении ограничения на возможность пользования объектом, установление за это компенсации. ЧС устанавливается на основе двухсторонних (или многосторонних) частных соглашений (соглашение о сервитуте). В случае отсутствия договоренности, такие споры решаются в судебном порядке.

В обоих случаях, законодательством установлены основные сферы применения правоприменительных норм, оговоренных в части 1 статьи 274 ГК РФ, где сервитутное право применяется в случаях:

  1. Реализация права свободного транзита через земельные угодья (участки).
  2. Реализация права использования земельного актива для прокладки строительных и сетевых коммуникаций.
  3. Установления ограниченного землепользования владельцем для целей водоснабжения, мелиоративных работ, водостока, доступ к рекреационным местам отдыха (пляжи, морское побережье).
  4. размещение на территориях специальных объектов связи или геодезических сооружений (вышек, знаков).
  5. Временный доступ для производства исследовательских работ, геологоразведки.
  6. Использование землевладений принадлежащих собственникам для общественного пользования в виде охоты, рыболовства, сбора лесных плодов, грибов, пчеловодства.

Пример расположения сервитута

Здесь надо особенно отметить, что хоть законодательными актами (ГК РФ, Земельным Кодексом, Лесным и Водным Кодексами) достаточно точно установлены форматы применения сервитута, все же, исходя из существующей юридической практики, конкретные условия, права, и материальные компенсации должны устанавливаться отдельным  соглашением между всеми заинтересованными сторонами.

Различие между публичным и частным видом

Для того, чтобы четко понимать, в каких случаях применяется публичный, а в каких частный, следует привести основные различия между этими правовыми формами установления ограничения  использования земельных активов и территорий.

  1. Различие первое. Публичный сервитут — это отношения между публичными органами власти (федеральной, региональной или муниципальной) и частным собственником земельного участка. Как правило, такие отношения возникают при реализации федеральных или местных программ застройки, прокладки коммуникаций.

  2. Различие второе. По смыслу законодательства РФ, публичный сервитут носит обязательный характер. Изъятие части земельного участки или ограничения прав его владельца может происходить вообще без всякой компенсации, например, при возникновении необходимости связанной с обороной, предотвращением стихийных бедствий или террористической деятельности.

    Такими правами обладают многие силовые ведомства РФ, которые могут наложить сервитут на любой земельный участок, без всякой компенсации владельцу.

  3. Различие третье. Публичный и частный сервитут имеют в своей основе различную правовую базу и схему реализации юридических процедур. При публичном используется публичная правовая база — постановления правительства, решения городской думы или правовой акт, подписанный главой администрации города.

    В частном сервитуте — все отношения устанавливаются и регламентируются только на основе двухсторонних соглашений или с участием арбитра, т.е. судебного органа власти.

Также следует добавить, что различие может проявляться и в том, что в некоторых случаях публичный сервитут может носить чисто уведомительный характер для землевладельца, когда принимается решение (органами власти) в одностороннем порядке.

В частном такое практически невозможно, так как имеется правовое равноправие всех заинтересованных сторон – собственников, в независимости от того, физическими или юридическими лицами они являются.

Соглашение об установлении сервитута

Для заключения договора об установлении каких — либо условий на пользование, владение или распоряжение земельным наделом, активом или территорией, находящегося в частной собственности, имеется два основных варианта.

  • Вариант первый. При реализации публичного сервитута основным правоустанавливающим актом является постановление местного (публичного) органа власти о том, что, например, на земельной территории, принадлежащей гражданину, будет производиться прокладка электрического кабеля.Это постановление является обязательным и собственнику придется либо добровольно принять положения о сервитуте, либо оспаривать его в суде. Орган власти, заинтересованный в реализации своих интересов, может по своей инициативе предложить компенсацию за пользование сервитутом, для чего может быть собственнику предложено подписать Договор о сервитуте.
  • Второй вариант – это частный сервитут. Для оформления договора частного сервитута, должно быть выполнено несколько последовательных процедур:
    • заинтересованное лицо или его агент должен направить соответствующее обращение владельцу участка. Это делается в письменной форме, непосредственно собственнику, либо его представителю;
    • если стороны пришли к соглашению, определили для себя все условия договора, размер и порядок оплаты, то подписывается Соглашение или Договор сервитута (образец прилагается);
    • поскольку данное соглашение о сервитуте имеет правоустанавливающий характер, то он, как и любой другой договор подобного типа (купли — продажи), подлежит обязательной регистрации в территориальных подразделениях Росреестра.
    • по истечении 21 дня, со дня подачи Соглашения о сервитуте, производится его регистрация и занесение в федеральный реестр. С этого момента договор или соглашение о сервитуте вступает в законную силу.
Вам будет интересно:  Комната за счет материнского капитала: реальность или вымысел?

Образец договора о сервитуте земельного участкаСкачать форму соглашения сервитута земельного участка в формате .doc.

Что касается вопроса того, как это осуществить на практике, то обычно в таких целях разумным подходом будет воспользоваться услугами профессиональных адвокатов, либо специалистов (риэлторов), специализирующихся по земельным вопросам (это не всегда агентство недвижимости в обычном понимании).

Определение платы

При заключении договора по сервитуту на земельное владение, очень много вопросов возникает при установлении размера платы в качестве компенсации.

Обычно при установлении платы принимаются в расчет следующие факторы:

  • компенсация за упущенную выгоду, в том числе и коммерческую, если, например, земельный участок использовался для ведения фермерского хозяйства;
  • оплата за нарушение экологических условий владений;
  • компенсация за ликвидацию каких-либо объектов, находящихся на земельной территории, подпадающей под договор сервитута;
  • часть доходов получаемых пользователем земельного участка и отчисляемых собственнику, например, часть прибыли от размещения рекламного щита на участке владельца.

В каждом отдельном случае заключения Договора о сервитуте все эти моменты должны быть тщательно просчитаны и иметь документальное подтверждение, что в частности требует привлечение экспертов — независимых оценщиков, страховщиков, аудиторов.

В заключение остается добавить, что правовой институт сервитута земельных участков в России не имеет пока устоявшейся практики применения. В большинстве случаев такие земельные споры решаются в судебном порядке, что накладывает дополнительные расходы, как на собственника, так и на тех, кто желает воспользоваться своим правом сервитута.

Нефедова Анна Олеговна.

Юрист гражданско-правововой специализации. Работает в Кинельском районном суде Самарской области – секретарь судебного заседания.

Ознакомившись с представленной публикацией, считаю необходимым включить в неё дополнительные пункты, при которых устанавливаются обременения:

  • с целью изъятия водных ресурсов;
  • для прогона сельскохозяйственного скота через земельный участок;
  • в случаях сенокоса, а также выпаса сельскохозяйственного скота в установленном порядке на земельных участках.

Касательно различий между ограничениями, считаю нелишним добавить некоторые отличительные особенности, не указанные в публикации, а именно:

  • публичный сервитут накладывается в отношении неустановленного круга лиц, частный, напротив, затрагивает полномочия определенных правообладателей;
  • публичное обременение носит безвозмездный характер, за исключением условий, предусмотренных п. 7 ст. 23 ЗК РФ, кроме того, правообладатель имеет право на получение компенсации при отчуждении недвижимого имущества либо предоставление нового участка при отсутствии возможности использовать прежний участок. Частный сервитут всегда носит возмездный характер.
  • правообладатель земли вправе обратиться в суд для того, чтобы оспорить публичный сервитут; при частном обременении, для установки сервитута в суд подает заявление лицо, желающее установить сервитут.

В публикации не сказано про сроки. Временный сервитут вводится на срок, прописанный в акте государственного органа или в соглашении между собственниками. Бессрочный сервитут является постоянным с момента регистрации в Управлении Росреестра.

Также, хотелось бы упомянуть про условия, при которых прекращается сервитут. Гражданское право указывает на следующие способы:

  1. В случае изменения оснований, послужившие установлению ограничений прав собственника. В этом случае издается соответствующий акт об отмене обременений.
  2. Вследствие невозможности использовать недвижимое имущество по целевому назначению. Собственник участка вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении сервитута.

Источник: https://OPrave.com/nedvizhimost/uchastok/servitut.html

Сервитут на земельный участок

Сервитут на земельный участок: особенности частных и публичных соглашений

Если землевладельцу одного участка потребуется провести работы, заступая на территорию другого – устанавливают договор о временном или постоянном обременении.

Договориться можно как письменно, так и устно. Сторонами договора выступают граждане, организации, предприятия, а также – администрация.

Земельный сервитут разрешает использовать не принадлежащую лицу долю земли на основании правоустанавливающей ситуации (уважительной причины), ограничивает собственника в части прав использования ЗУ.

Разновидности:

  • частный (общественный);
  • публичный.

Разрешение на использование чужой территории, устанавливают стороны по соглашению. При отказе собственника – в судебном порядке.

Ограничения не одинаковы, а делятся:

  • на возмездное и безвозмездное использование;
  • срочное и бессрочное использование.

Оплачиваемый характер обременения собственник устанавливает при отчуждении доли земли (см. Отказ от права собственности):

  • Правообладателю – физическому лицу .
  • Организации при общественном сервитуте, установленном на правах частного, по условиям договора.
  • В случае предпринимательского соглашения об отчуждении.

Договор с администрацией жители заключают на основании публичного сервитута. На практике он не оплачивается.

Муниципалитет руководствуется пользой для жителей населённого пункта, работ государственного (муниципального) значения (см. Изъятие дачи для государственных нужд).

Публичный сервитут на землю

Государством, муниципалитетом, организацией проводятся работы, а территория принадлежит правообладателю. Им является гражданин, житель населённого пункта. На площади чужой территории потребовалось поместить имущественный объект: трубу газопровода или водопровода, бойлер, трансформатор и т.п.

Разрешение на распоряжение чужим ЗУ для общественных нужд устанавливают через ограничение в правах владельца.

Публичный сервитут определяется необходимостью использовать долю земли граждан для нужд города или населённого пункта. Публичные ограничения делят:

  • на региональные административные;
  • федеральные, государственные.

К обременениям не относят линии электропередач, несмотря на ограничения и ряд запретов.

Владелец утрачивает право:

  • строить здание под проходящими над участком линиями передач;
  • вырубать находящиеся на территории деревья.

Ограничения налагают на линейные объекты и линейно-кабельные сооружения. Железобетонные опоры под линию электропередач, расположенные на территории землевладельца, отчуждением не считают.

Границы зон действия публичных сервитутов определяют на основании межевого проекта, приложения к межевому плану, где указываются характеристики ЗУ с кадастровыми номерами (см. Все о кадастровом учете земли и домов).

Административное отчуждение охватывает комплекс земель, и межевой проект наносят, на оказавшиеся в зоне ограничения.

Межевой проект составляют кадастровые инженеры и проектировщики по заказу администрации. Составляют его по установленной форме, отвечающей требованиям положений ЗК РФ.

Для отдельно расположенного муниципального объекта на территории физического лица, межевой проект составляют на основании межевого плана этого ЗУ (см. Межевание земельного участка).

При составлении проектировщики опираются на учётные кадастровые записи и интерактивную карту:

  • Копируют снимок с интерактивного плана участка.
  • Наносят линию границы, выделяют зоны, подвергнутые изменению ограничением.
  • Устанавливают право пользоваться долей ЗУ владельца.

После юридического признания отчуждения, сведения о наложении, с указанием конкретно проведённой границы, вносятся в кадастровые записи, а при отмене – там же фиксируются.

Публичный сервитут использует земли одних жителей для пользы других. Администрация предпринимает действия для снижения доставленных неудобств собственнику.

При условии категоричного отказа от обременения – вопрос рассматривает комиссия и принимает решение об изъятии ЗУ и возмещении убытков.

Временные работы, проводимые на земле гражданина, допускают его временное переселение с территории, с последующим возвращением на прежнее место.

Ограничения устанавливают:

  • по хозяйственному назначению;
  • на время сезонных работ;
  • на период сенокоса, выпаса скота, рыбной ловли или охоты.
  • при строительстве объекта;
  • для проезда через участок владельца;
  • для проведения работ по установлению линейных объектов.
  • проведения изыскательских, исследовательских видов работ.

При бессрочном обложении ограничением, срок, по законодательным положениям, приравнивается к 49 годам, срок продолжения действия отчуждения не превышает срока резервирования этих земель со стороны муниципальных или федеральных образований.

Частный сервитут на землю

Обременение вытекает из отношений соседей или общественных интересов. Они живут на территории одного земельного массива или на граничащих друг с другом участках. Отношения обременены из-за установки:

  • стен домов;
  • межевых заборов;
  • линейных объектов;
  • стен надворных построек.

Строения устанавливаются вплотную к межам. Существуют требования при планировании строительства, связанные с эксплуатацией зданий. Но в кварталах старинных построек, эти требования практически не соблюдались, что приводило к неудобствам использования территории.

Обременённость ЗУ среди частников чаще бывает устной, чем юридически оформленной.

Сосед затеял капитальный ремонт фасада, строительство, проведение водопровода или газопровода. Работы проводятся через близлежащий участок.

Сосед просит разрешения использовать территорию у другого:

  • без оплаты, по-дружески;
  • с предоставлением взаимной услуги;
  • оплачивая использование земли.

Возникают предложения от владельца соседнего участка занять долю территории гражданина за приемлемую плату собственным имущественным объектом.

Достигнутое согласие между частниками имеет силу договора до момента возникновения претензий и разногласий (см.Споры при межевании участка).

При конфликте и разногласии сторон, вопрос решается:

  • административным порядком;
  • в суде.

Частные сервитуты – разновидности ограничений, которые не входят в категорию публичных. Они могут иметь различные формы выражения. Устанавливаются общественные обременения дачными, гаражными кооперативами.

На собственности гражданина устанавливают общественный имущественный объект с оплатой или безвозмездно, но с предоставлением взамен других преимуществ.

Существуют различия в установлении личного и земельного ограничения. Земельный тип ограничений устанавливают для землепользования. Он может быть не только личным, но общественным, а также – публичным.

Обременение осуществляют, соблюдая условия использования земель, целевого назначения. Земельный тип берёт за основу правила и условия землепользования. Объектом обременённого использования становится совместно с ЗУ жилое или нежилое помещение.

Правообладателем станет лицо – владелец смежного пространства или предприниматель, что позволит говорить о личной форме.

Вам будет интересно:  Отчуждение имущества – возможно ли?

На основании хозяйственного назначения устанавливают предпринимательский сервитут. Правообладатель – субъект предпринимательства, в пользу него устанавливают обременение собственника. Он пользуется частью ЗУ владельца для предпринимательства.

Ограничение устанавливается для строительства, которые потребуют:

  • использования для проезда;
  • провоза строительных материалов;
  • прохода рабочих и т.п.

Также здесь встречаются требования на предоставление места для возведения стен постройки, заборов и проведения труб.

Распространённой формой обременений становится фермерство. Предприниматели устанавливают использование территории:

  • на сезонные работы;
  • при проведении через земли владельца ЗУ поливных сооружений;
  • при использовании территории соседа для других нужд.

Предпринимательский сервитут не является публичным и предполагает оплату услуг за обременение со стороны ИП.

Установление обременения на ЗУ

Устные договоры не приобретают юридической силы. Легализация вступает в правовую силу с момента:

  • Подписания сторонами соглашения и регистрации в учётных записях кадастра.
  • Административного постановления и регистрации в учётных записях.
  • Вынесения постановления суда и регистрации.

Основания вменения землевладельцу публичного сервитута определяют на основании муниципальных нужд в использовании ЗУ. Градоначальник или руководитель госучреждения подаёт главе местной администрации мотивированное заключение о насущной проблеме в использовании принадлежащих гражданам земель.

Подача заявления разрешается юридическим и физическим лицам. Заявление пишут на имя главы местной администрации с указанием:

  • Адреса и кадастровых (технических) характеристик ЗУ.
  • Цель установления, объяснение причин правомерности ограничения.
  • Планируемый срок установления из расчёта объёма работ, или бессрочно.
  • Данные о собственниках ЗУ, отношение к проблеме ограничения.
  • Сведения о лицах (организации), по чьему требованию устанавливают сервитут.

После подачи заявления, указывается дата слушаний. Уполномоченная комиссия рассматривает материалы дела. Материалы слушаний оформят протоколом, на основании выписки подготовят административные решения.

В течение трёх дней после вынесенного решения и подготовки выписки, инициатор может подойти лично и получить решение на руки, под расписку о выдаче. Кроме того, результаты слушаний требуется показывать на официальном сайте государственных услуг.

Если полученное решение, по результатам будет неудовлетворительным, то в течение 10 дней после получения, желающие обращаются с иском в суд для обжалования.Далее оформление потребует регистрации в кадастровых записях учёта.

Вопрос решат сразу, если стороны достигнут соглашения. Договариваются до подачи заявления в муниципалитет для срочного решения вопроса.

Публичный сервитут – акт федерального или муниципального значения и требует административного утверждения.

Регистрация требует предоставления:

  • паспорта или доверенности представителя;
  • административного акта;
  • межевого плана;
  • квитанции об оплате госпошлины.

Госпошлину выплачивает лицо, в пользу которого устанавливают отчуждение территории. Сумма составляет 6 000 рублей для юридических лиц. Публичные отчуждения пошлиной не облагают.

Порядок установления определяют основания 23 статьи Федерального Закона. Он предполагает наименьший ущерб для владельца обременённой территории при свободном использовании.

Если права и свободы граждан, их имущественные интересы затрагиваются установлением ограничений, они вправе возбудить дело в суде, защищая законные интересы.

При изменении обстоятельств, которые отменяют необходимость в обременении, хозяин территории обращается с заявлением о его отмене:

  • в администрацию;
  • в районный (мировой) суд.

Сервитут не объект имущественной сделки, но при совершении продажи или подписании дарственной на дом, наличие ограничения использования ЗУ не меняется, объект регистрируется вместе с установленным обременением, которое становится привлекательным вариантом для обеих сторон, при условии оплаты за использование пространства собственника. Стоимость приравнивается к арендной плате.

Источник: https://myestate.club/razdel/servitut-na-zemelnyj-uchastok.html

Виды сервитутов и порядок установления сервитута на земельный участок

Сервитут на земельный участок: особенности частных и публичных соглашений

Сервитут (лат. servitutis — подчиненное положение) — в земельном праве — ограниченное право пользования чужой вещью. Действующий Земельный кодекс совершенно четко разделяет сервитуты на земельные участки на частные  и публичные.

Они же, в зависимости от сроков, могут также являются сервитутами временными или постоянными.

Порядок установления сервитута зависит от его вида и в данной статье мы рассмотрим процесс установления сервитута на публичные и частные земельные участки.

1. Требования, предъявляемые ко всем сервитутам 2. Сервитут на земельный участок: как устанавливается? 3. Особенности публичного сервитута 4. Отличительные особенности частного сервитута

Требования, предъявляемые ко всем сервитутам

К какой бы категории ни относился сервитут, к нему предъявляются общие требования:

  1. Использование земельного участка с наименьшим обременением для последнего.
  2. Невозможность лишения собственника прав на участок (из-за установления сервитута). Владелец должен свободно пользоваться и распоряжаться своей собственностью.
  3. Права сервитута невозможно переуступить/продать. Это не аренда. И собственно сервитут может быть оформлен только строго определенным лицам. Они также не могу заложить это право — например, в банк для кредитного обеспечения.
  4. Документ, устанавливающий сервитут, непременно должен указывать цели такого установления.
  5. Если объект (земля) продан или арендован, сервитут сохраняется. Только в договоре купли-продажи обязательно должно быть отражено ограниченное пользование, как обременение земельного участка.
  6. Сервитут составляется исключительно в письменном виде. Подлежит обязательной госрегистрации и только после этого считается действительным.

Сервитут на земельный участок: как устанавливается?

Ограниченное пользование земельным наделом (или по-другому сервитут) обязательно преследует какую-то конкретную цель. И закон (ГК РФ) определяет некоторые из таких целей.

Земля передается в ограниченное пользование для:

  • установки ЛЭП и их ремонта, а также иных коммуникаций, провести которые в другом месте и/или иным путем не имеется никакой возможности;
  • прохода/проезда к собственному участку, если нет другого маршрута.

Эти две цели являются самыми распространенными, но, конечно, далеко не исчерпывающими в списке всех возможных и существующих. Назначение сервитута всегда определяется нуждами или собственников участка, или нуждами других лиц, в пользу которых сервитут и устанавливается. Главное — законность таких целей.

Особенности публичного сервитута

Основные положения и особенности публичного сервитута закрепляются нормативом на уровне любого властного субъекта (в том числе муниципалитета). Это делается для эффективного решения местных, а равно государственных задач.

Земельным же кодексом установлен примерный целевой список (помимо тех, общих, что установлены ГК РФ) для сервитута на законных основаниях:

  1. Дренажные работы.
  2. Проведение исследований, изысканий.
  3. Забор воды с объектов.
  4. Проход сельскохозяйственных животных.
  5. Охота, рыбалка.

Публичное ограниченное пользование определенным земельным участком (сервитут) устанавливается после организации и проведения публичных же слушаний.

Порядок такого мероприятия законом не регулируется, но ориентироваться следует на порядок проведения схода граждан, прописанный в законе о местном самоуправлении.

В общем, нужно организовать такой «мини-референдум» на местном уровне — в районе или области.

Обратите внимание! Установление земельного сервитута на конкретную территорию возможно как для определенного круга лиц (охотников, рыболовов, например), так и для неопределенного — скажем, «для всех колхозников коллективного хозяйства «Заря Коммунизма»».

Что касается субъективного состава (неопределенного круга лиц), то такой обязательно должен указываться в актах местной власти или государственного надзора, установивших подобное ограничение.

Важно: публичный сервитут никаким образом не связан с изъятием земли из собственности! Если ограниченное, но все же использование участка повлекло за собой невозможность его дальнейшего целевого использования, землевладелец вправе потребовать от государства:

  • возмещение понесенных убытков в полном объеме;
  • изъятие участка под сервитутом путем его выкупа либо предоставления участка, аналогичного по характеристикам.

Как только земля перестает быть нужной или полезной для государственных или же общественных нужд, ее сервитут прекращается на основании соответствующего акта, выданного органом этот сервитут установившим.

Отличительные особенности частного сервитута

Частным сервитутом называются особые договорные отношения, существующие и официально зарегистрированные между владельцами земельных участков. Такие отношения обязательно должны быть заключены письменно, а также зарегистрированы в установленном законом порядке в ЕГРП. При этом вполне возможно установление платы за ограниченное пользование той или иной землей.

Если же полюбовно подобный договор заключить не получается, это делается в судебных инстанциях, по иску одной из сторон.

Основаниями для прекращения частного сервитута могут являться:

  1. Неактуальность целей его установления.
  2. Невозможность использования участка по целевому назначению.

Опять же, если не удается прийти к общему согласию о прекращении сервитута, это делается на основании соответствующего решения суда.

Вообще, как установление, так и прекращение сервитута на земельный участок — это процесс довольно трудоемкий, очень сложный, комплексный. И ввязываться в него без опыта и грамотного профессионального сопровождения порой просто не имеет смысла. Важно найти квалифицированного в этой области адвоката и уже с ним решать создавшиеся проблемы. 

(432 голос., 4,56 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/ustanovlenie-servituta-na-zemelnyj-uchastok/

Право-в.РФ
Добавить комментарий